Закон о лесной амнистии 2021 консультант плюс

Госдума приняла закон о

Закон о лесной амнистии 2021 консультант плюс
 РИА НовостиРИА Новости

Документ, внесенный правительством РФ, направлен на изменение порядка определения границ земельных участков из состава земель лесного фонда и устранение взаимоисключающих сведений в Государственном лесном реестре (ГЛР) и Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) путем установления приоритета последнего в части определения принадлежности земельного участка к конкретной категории.

Это позволит урегулировать проблемы, связанные с пересечениями границ земельных участков из земель лесного фонда с границами участков, относящихся к землям иных категорий, считает кабмин.

Положения о приоритете ЕГРН применяются в том случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Данные общие положения о приоритете ЕГРН не распространяются на участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, на земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.

Также общие положения не распространяются на участки, относящиеся к землям сельхозназначения, при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства.

Кроме того, из-под действия закона выводятся участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий и территорий объектов культурного наследия.

Если границы особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия не установлены, данные общие положения не применяются при условии, что после установления таких границ участок будет расположен в границах особо охраняемых природных территорий или территорий объектов культурного наследия.

Общие положения применяются к выведенным из-под них участкам, если в течение трех месяцев со дня выявления противоречий между реестрами в орган регистрации прав не поступило уведомление Рослесхоза об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой участок.

Закон предусматривает дополнительные критерии отнесения участка к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственных назначения в других случаях.

Участок относится к таким землям, если в соответствии с ГЛР, лесным планом субъекта РФ, а также сведениями ЕГРН он относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года был предоставлен огородническому или дачному некоммерческому объединению для ведения соответствующей деятельности, выделен для строительства и эксплуатации жилого дома, а также предоставлен для личного подсобного хозяйства. Такая норма действует и в случае перехода прав граждан на такой участок после 8 августа 2008 года.

Согласование схемы участка

Закон определяет положения о согласовании региональным исполнительным органом схемы вновь образуемого земельного участка из земель, находящихся в госсобственности.

Отказ в согласовании схемы участка уполномоченным органом допускается только в случае пресечения его границ с границами лесного участка или лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения данного участка в границах лесничества, лесопарка.

Однако если на таком земельном участке расположен не связанный с использованием лесов объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в ЕГРН, то участок должен быть согласован. При таких условиях отказ допускается в случаях, когда площадь образуемого земельного участка превышает установленные законодательством предельные размеры.

Если такие размеры не установлены, то отказ допускается в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования.

Отказ в согласовании схемы может быть обжалован в суде.

Согласование схемы для утверждения земельного участка не требуется, если он образуется из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены в границах населенного пункта или в границах территории, которая не является зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, не связана с использованием лесов и не является смежной с лесничеством, лесопарком.

Также такое согласование не требуется, если участок образуется из земель в границах территории, сведения о границах которой внесены в ЕГРН.

Кроме того, участок можно не согласовывать, если он образуется из земель в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых отсутствуют лесничества, лесопарки или в которых сведения о границах лесничеств, лесопарков внесены в ЕГРН.

До 1 октября 2017 года региональный исполнительный орган, уполномоченный в области лесных отношений, направляет уведомление о наличии или об отсутствии лесничеств и лесопарков в границах поселения, городского округа, межселенной территории в органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов, а также размещает такую информацию в интернете.

Изменения в градостроительный кодекс

Глава профильного комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев ранее на заседании комитета при обсуждении закона в редакции второго чтения упомянул проблему лесных и вахтовых поселков, военных городков и прочих поселений. Он описал возможный риск, когда группа домов, которые составляют поселок, могут “обрасти” большими площадями вокруг, и, таким образом, это приведет к исчезновению лесов.

Согласно этим противоречивым положениям документа в первом чтении, сохранившимся во втором и третьем чтениях, при подготовке карты границ поселения или городского округа, включенной в проект генерального плана, в границы таких пунктов включается участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с участками, расположенными в границах населенного пункта, с учетом некоторых ограничений.

Парламентарий рассказал об изменениях, принятых во втором чтении и сохранившихся в третьем чтении, которые направлены на снижение данного риска сокращения лесов.

“По каждому поселку должны приниматься уникальные решения, помимо того, что в эту комиссию, которая принимает эти уникальные решения, будут входить чиновники, будут входить еще и представители общественной палаты региона.

Потому что именно через общественную палату делаются все процедуры по инициации зеленого щита”, — рассказал Николаев.

Глава профильного комитета Госдумы также тогда отметил, что, согласно изменениям, принятым во втором чтении и закрепленным в третьем чтении, плотность застройки такого участка около населенного пункта может быть не менее чем 30%.

“То есть, соответственно, сделают границу по застройке”, — пояснил он. Парламентарий добавил, что нарушение нормы о 30% возможно только по специальным разрешениям главы Рослесхоза по представлению лично губернатора региона.

Ранее заместитель директора департамента недвижимости Минэкономразвития Михаил Бочаров охарактеризовал обстановку с кадастровым учетом лесных участков как “очень тяжелую”.

Она была вызвана рядом причин, в том числе тем, что до 2007 года Лесной кодекс не признавал деления лесов на лесные участки. Кроме того, жестких правил, которые есть в государственном кадастре, в лесном реестре не было.

Бочаров напомнил, что лесной реестр начался с “чистого листа”, учет лесных участков велся без координатного описания, без проверки на наложение с другими участками, без согласования границ со смежными землепользователями.

По его словам, все это привело к наложению не только лесных участков с прочими участками, но и лесных участков с лесными участками.

Например, сообщил Бочаров, если сложить всю площадь лесных участков, которая имеется в кадастре, получится в 2,5 раза больше, чем площадь всей страны.

Источник: https://news.rambler.ru/other/37449812-gosduma-prinyala-zakon-o-lesnoy-amnistii/

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Закон о лесной амнистии 2021 консультант плюс

С тех пор из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) были исключены дублирующие сведения о 42,5 тыс. лесных участков, сообщили в Росреестре. Для сравнения: в 2017 году ведомство насчитало порядка 377 тыс. спорных участков.

За весь период действия закона введенная им статья 60.2 “О государственной регистрации недвижимости” применена органом регистрации прав 76,1 тыс. раз, из них по инициативе Росреестра — 63,6 тыс. раз, 12,5 тыс. инициированы правообладателями либо органами государственной власти.

Самое большое число заявок на использование “лесной амнистии” с 2017 года, как отметили в Росреестре, пришло от жителей Московской и Ленинградской областей.

Участки без границ

Закон “О лесной амнистии” возник из–за накопившихся противоречий в результате существовавшего более 10 лет упрощенного регулирования отношений по оформлению прав на лесные участки.

Лесная “упрощенка” позволяла вносить в кадастр сведения о лесных участках без определения их точных границ.

Итогом стало появление большого числа пересечений лесных участков с другими землями — внутри лесных участков оказались дачные, садовые участки и другие объекты.

В связи с этим в 2017 году и был подписан Федеральный закон № 280–ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров”, который в народе стал называться “лесная амнистия”. Основной задачей документа стало обеспечение как защиты прав граждан на объекты недвижимости, так и сохранения лесов и территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность.

Согласно закону, если участок значится и в лесном реестре, и в Едином государственном реестре недвижимости, то принадлежность участка будет устанавливаться на основании ЕГРН и документов, подтверждающих право гражданина на землю. Но для применения закона в пользу собственника необходимо учитывать два условия: что право на земельный участок возникло до 1 января 2016 года и если территория была предоставлена гражданину до 8 августа 2008 года.

Закон не распространяется на территории, требующие особой защиты и контроля, например, охраняемые природные массивы, незастроенные земли промышленности и неиспользуемые или используемые с нарушением законодательства земли сельскохозяйственного назначения.

На пересечении земель

В Ленинградской области, которая вошла в тройку лидеров по количеству заявлений об устранении пересечений границ земельных участков и земель лесного фонда, число поданных заявок до 1 июля 2020 года составило 1547 единиц, говорится в отчете Росреестра.

Встречаются случаи пересечения лесных участков с автодорогами, с отдельными земельными участками, кроме этого, встречаются пересечения лесных участков с населенными пунктами. Например, в Ломоносовском районе местное лесничество пересекают сразу 99 участков, входящих в СНТ “Метростроевец–2”.

И подобные случаи в регионе встречаются нередко.

Для обновления данных и устранения противоречий в регионе губернатором Ленобласти Александром Дрозденко была создана рабочая группа между несколькими ведомствами, которая занимается рассмотрением вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений ЕГРН и Государственный лесной реестр (ГЛР).

В нее вошли Росреестр, Кадастровая палата, “Ленобллес”, “ЛенКадОценка”, “Леноблинвентаризация”, комитет по финансам Ленинградской области, комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом, “Рослесинфорг” и органы местного самоуправления.

С момента принятия закона рабочая группа уже рассмотрела 1406 заявок, в регионе проведена работа по устранению ошибок и внесению в Единый государственный реестр недвижимости и Государственный лесной реестр достоверных данных в отношении более 1,1 тыс. земельных участков, границы которых имеют подтвержденные пересечения с лесными участками, сообщили dp.ru в Кадастровой палате области.

“Из 1,1 тыс. решений более 250 решений было принято в пользу собственников земельных участков с последующим внесением изменений в Единый государственный реестр недвижимости. Более 600 решений принято в пользу собственников земельных участков с последующим внесением изменений в Государственный лесной реестр”, — уточнили в Кадастровой палате.

Война с “белыми пятнами”

За одно заседание рабочей группы области принимаются решения приблизительно по 300–400 участкам. А некоторые из них автоматически переходят в следующее собрание в связи с тем, что для принятия окончательного решения комиссии не хватает уточняющих сведений.

“В целях принятия справедливых и взвешенных решений специалистам необходимо проанализировать большое количество документов.

Ведь крайне важным является не допустить ущемления прав добросовестных владельцев недвижимости и в то же время соблюсти интересы Российской Федерации и предотвратить незаконное занятие и вырубки на землях Государственного лесного фонда”, — отметил руководитель Управления Росреестра по Ленинградской области Игорь Шеляков.

По некоторым оценкам, в Ленинградской области около 85% имеющихся данных о лесном фонде устарели. Более того, точно неизвестно, сколько лесного сырья имеется и не изменились ли его границы.

“Ежемесячно проводится аэрофотосъемка для фиксации всех пересечений участков, со всех ведомств собираются сведения, чтобы получить полную и объективную картину положения.

Специалисты нашего предприятия обрабатывают полученную информацию, сопоставляют и выявляют несоответствия. И только потом все формируется в единый отчет, который предоставляется на обсуждение межведомственной рабочей группы” — рассказал dp.

ru генеральный директор ГУП “Леноблинвентаризация” Андрей Карельский.

В общей сложности, по данным “Леноблинвентаризации”, в регионе насчитывается около 2500 выявленных участков, которые требуют анализа и перепроверки.

Наибольшее количество проблемных участков находятся во Всеволожском районе — около 45%, 18% приходится на Ломоносовский район, 15% — на Тосненский район Ленобласти.

Оставшаяся часть территорий, требующих уточнений, на другие районы региона, в их числе Выборгский, Приозерский, Сланцевский, Кингисеппский, Кировский и другие. На исправление всех несоответствий осталось не так много времени — до 2023 года, то есть до окончания срока “лесной амнистии”.

Согласно плану рабочей группы в 2021 году количество рассмотренных заявок должно перешагнуть отметку в 2000 единиц с учетом уже рассмотренных заявок.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2020/08/21/Lesnaja_amnistija_ozhidan

Лесная амнистия

Закон о лесной амнистии 2021 консультант плюс

29 июля 2017 года опубликован Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», иначе говоря, государством начата процедура так называемой «лесной амнистии».

«Законопроект подготовлен во исполнение перечня поручений Президента по итогам заседания Государственного совета, согласно которому необходимо устранить противоречия между сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и Едином государственном реестре недвижимости, обратив особое внимание на защиту прав граждан и юридических лиц, являющихся добросовестными приобретателями объектов недвижимости», — отметила заместитель Министра экономического развития Российской Федерации – руководитель Росреестра Виктория Абрамченко, представляя проект закона о «лесной амнистии». Замминистра подчеркнула, что в документе предложен принцип приоритета Единого государственного реестра недвижимости, как единственного признанного государством источника сведений о недвижимости и зарегистрированных правах граждан и юридических лиц. «Это закон о восстановлении доверия к гарантированной государством защите права собственности, к государственным реестрам», — сказала Виктория Абрамченко».

Если кто-то думает, что «лесная амнистия» организована с целью защиты прав и законных интересов пострадавших граждан, то он глубоко ошибается.

Государство вынуждено было принять необходимые меры в данной сфере правоотношений в связи с тем, что государственный кадастровый учёт при его формировании просто захлебнулся в коррупционном разворовывании российскими чиновниками государственных земель.

Трудно представить, но только площадь земель лесного фонда, который подмяли под себя чиновники от федерального агентства лесного хозяйства, по просочившейся информации, согласно кадастровому учёту составило в 3 (!) раза больше площади, чем вся территория России.

Такая ситуация привела к многократному превышению площади лесных земель над площадью ряда субъектов Российской Федерации. В частности, в 12 субъектах Российской Федерации (например, Иркутская область, Красноярский край, Магаданская область, Республика Карелия, Приморский край) площадь учтенного в кадастре леса больше площади субъектов на 79 млнга. — из выступления Виктории Абрамченко.

Ещё одним фактором, заставившим государство принять закон о «лесной амнистии», является лоббирование интересов руководителей субъектов Российской Федерации и Застройщиков, успевших «прирезать» к городам значительные участки лесного фонда.

«Как отметил руководитель лесного отдела Гринпис Алексей Ярошенко: «В одной только Московской области количество спорных участков составляет около двухсот тысяч, общей площадью около 184 тысяч га, а их рыночную стоимость, по оценке Гринпис – не менее 2 трлн рублей!».

По оценкам Гринпис России, сделанным по данным Публичной кадастровой карты и карты лесного покрова Мэрилендского университета, гарантированно попадают в зону уничтожения 25% лесов ближнего Подмосковья без учёта Новой Москвы.

Еще 31% лесов вообще не поставлены на кадастровый учет, но после принятия «амнистии лесной» их будет легче отнести к землям, предназначенным не для леса, и застроить.

С учетом лесов Новой Москвы ситуация между МКАД и Малым московским кольцом выглядит немного иначе: 21% лесов находятся в зоне практически гарантированного уничтожения, 27% – в зоне риска, связанной с принятием закона о «лесной амнистии», и 11% лесов на территории Москвы тоже в опасности, но по причинам, не связанным с законом о «лесной амнистии». То есть в целом могут быть уничтожены 59% всех лесов на данной территории».

Преступным замыслам лесной мафии, активно содействовали родные донельзя российские суды, точнее говоря, российские судьи, набившие себе к этому времени руку на примере судей Краснодарского края, о чём проинформировал общество судья Дмитрий Новиков. Как работала преступная цепочка в лесной мафии, я расскажу на обобщённом примере.

Например. Получил гражданин А. земельный участок в границах населённого пункта. Оформил земельный участок в собственность либо на праве аренды. Получил необходимые разрешения на строительство жилого дома и иных построек.

Отстроился, ввёл объекты строительства в эксплуатацию, поставил их на кадастровый учёт и зарегистрировал свои права на указанные объекты в Росреестре в установленном законом порядке.

И…стал поживать…Да недолго…Пока не получил иск от Комитета лесного хозяйства субъекта РФ о том, что земельный участок, согласно данным Государственного лесного реестра, принадлежит Российской Федерации, в интересах которой и действуют «лесные братья».

Не могу не отметить откровенное шулерство со стороны государства в части ведения двух Реестров по земельным участкам. Это типа, одна орлиная голова не ведает, что в это время вытворяет вторая. Ну а где в это время находится третья голова, одному Богу известно.

Суды РФ, точнее судьи, выносили судебные решения по таким искам как под копирку …в пользу… правильно – органа государственной власти, за редким исключением, которое, как правило, правилось судьями субъектов РФ в «нужное русло» при помощи «дышла».

Истцу даже утруждать себя не приходилось – достаточно было на клочке бумаги написать всё, что взбредёт в голову и …опа-на, суд принимает доказательство.

Московский областной суд, например, в споре с гражданином, принял от истца в качестве доказательства … Планшет лесоустройства не подписанный должностным лицом и без печати.

Таким образом, вначале гражданин А. лишался прав на земельный участок, который изымался из чужого незаконного владения. А потом гражданин лишался по мановению судейского усмотрения всей недвижимости, возведенной им на указанном земельном участке, которая оказывалась…правильно, самовольной постройкой. Причём лишался гражданин своей же законной недвижимости  за свой счет (!).

Не стоит вспоминать про статью 35 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на частную собственность. Не стоит вспоминать и про часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту. Если в стране нет права, нет правосудия, то и не будет гарантии на частную собственность.

Не стоит пытаться в законе о «лесной амнистии» найти хотя бы намёк на возмещение государством вреда от преступления, совершенного государством, тем более в лице «Небожителей» от Российской Фемиды. Вы его там не найдёте. Вот и весь Вам «закон о восстановлении доверия к гарантированной государством защите права собственности».

Государство решилось исправить ситуацию по безболезненному для себя варианту. Я не буду останавливаться на ситуациях для тех, кому только надо разрешать спор с Комитетами лесного хозяйства, я остановлюсь на ситуациях для тех, кто пострадал от таких судебных актов.

Статьёй 5 указанного закона в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5276; 2006, N 52, ст. 5498; 2008, N 20, ст. 2251; 2011, N 13, ст. 1688; N 30, ст. 4594; 2016, N 18, ст. 2495; N 27, ст.

4294) статья 14 изложена в новой редакции. Вот эта статья и представляет особый интерес в деле об амнистии, особенно её часть 3.

Если коротко, то теперь приоритет в споре с «лесными братьями» будут иметь сведения, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, либо указанны в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Исключением из части 3 являются указанные в части 6 земельные участки:
1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; 2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;

3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Причем, независимо от того, установлены на таких земельных участках границы или нет. Но и здесь имеется исключение.

Положения части 3 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок (часть 8 Закона).

Необходимо обратить внимание на такую особенность. Трехмесячный срок для защиты прав и законных интересов граждан начинает течь не со дня опубликования Закона, а со дня выявления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти сведений о нарушение имущественных прав РФ, что практически на нет сводит право граждан на защиту своей собственности на таких земельных участках.

Указанным законом придана обратная сила.  Согласно части первой и второй статьи 54 Конституции Российской Федерации «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

Таким образом, возникает закономерный вопрос о пересмотре судебных актов, вступивших в законную силу. Не затягивая сути дела и не создавая интриги, скажу, что в ст. 392 ГПК РФ нет такого основания к пересмотру решений судов, вступивших в законную силу.

Как оказалось, не стоит в этом плане ссылаться и на аналогию закона в уголовном праве – статья 10 Уголовного кодекса Российской Федерации.Обратная сила уголовного закона. Законодатель Вам не ГОСДУРА.

Он изобрёл то, что вряд ли может вообще прийти в голову нормальному здравомыслящему человеку и что по существу противоречит не только национальному законодательству в области гражданских правоотношений, но и всей доктрине международного права.

Согласно новым разработкам ГОСДУМЫ, пострадавшим гражданам необходимо подать иск …фактически о пересмотре решения суда, вступившего в законную силу не в процессуальном порядке, а в порядке нового иска по тем же основаниям при участии тех же лиц и по тому же предмету спора.

Да, да, да, именно так и никак иначе, несмотря на законодательный запрет.

Так согласно пункту 2 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: «Судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если: имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон». Но когда и что останавливало наших вольнодумцев-законотворцев? Однако, как говорится, имеем то, что имеем, и нам с этим, к сожалению, работать. Ведь пересмотр судебного акта априори означает незаконность предыдущих судебных актов и полную вину государства. А новый иск – попробуй докажи, а если докажешь, то как минимум ошибку государства. Как будто и не было, ни лесной мафии, ни её преступлений.

Пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 29.07.

2017 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» установлено, что:«Судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона,вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона».

При подаче иска необходимо помнить о его дополнении требованиями к Управлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации по субъектам Российской Федерации  произвести регистрационные действия по прекращению и внесению соответствующих сведений относительно земельных участков.

Такие иски необходимо подавать и тем пострадавшим, у кого по решению судов были снесены объекты недвижимости как самовольные постройки. После чего следует предъявлять иски о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностных лиц, с обязательным возмещением морального вреда.

Что касается расследования дел «лесной мафии», то я больше чем уверен, что ни один чиновник, ни один судья при этом не пострадает. Да и вряд ли будет какое-либо расследование. Нам всем гораздо важнее следить за тем, как президент великой державы целых два часа гоняется за щукой, как будто в России совсем нет насущных проблем.

Источник: https://pravorub.ru/articles/78428.html

Закон о «лесной амнистии» дошел до Совета Федерации

Закон о лесной амнистии 2021 консультант плюс

По данным Рослесхоза, площадь территорий в России, категория которых не определена из-за пересечения границ участков из земель лесного фонда с границами участков, относящихся к землям иных категорий, составляет около 1,7 миллиона гектар. Решить столь масштабную проблему призван закон о так называемой лестной амнистии, который, как ожидается, устранит взаимоисключающие сведения в Государственном лестном реестре (ГЛР) и Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Для реестра недвижимости прописали приоритет

Более 263 тысяч пересечений границ  земель иных категорий с землями лесного фонда выявил Рослесхоз ГЛР и ЕГРН 

 представляют собой два отдельных списка. Данные между ними не сверялись, из-за чего стала возможна ситуация, когда один и тот же участок мог числиться в каждом из них. Проблема вскрылась, когда пару лет назад земли лесного фонда начали ставить на кадастровый учёт, они стали видны и в ЕГРН. Больше всего случаев пересечений было выявлено в Иркутской, Новосибирской Ленинградской областях и Краснодарском крае, а только в Московской области двойной статус имеет около 10 процентов площади всех лесов.

По данным Рослесхоза, обнаружено более 263 тысяч пересечений границ земель иных категорий с землями лесного фонда на площади около 1,7 миллиона гектар. При этом, опираясь на сведения местоположений границ лесных участков в ЕГРН, Росреестром было и вовсе зафиксировано 377 тысяч нарушений.

Результатом «задвоения» правовых режимов стали многочисленные споры о праве собственности на участки, суды, неопределённость режима использования земельных участков, разные подходы при расчёте платы за землю и сложности при осуществлении территориального планирования. Возникшие противоречия необходимо было решать законодательно.

Разработкой соответствующих поправок занималось Министерство экономического развития РФ. Подготовленный ведомством и одобренный Правительством РФ законопроект Государственная Дума приняла в третьем чтении на пленарном заседании 21 июля.

Им, в частности, предлагается устранить противоречия между ГЛР и ЕГРН путём установления приоритета последнего в части определения принадлежности земельного участка к конкретной категории.

Это положение будет применяться в случае, если права владельца или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. 

При этом данный пункт не распространяется на участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, на земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения, если на них отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы. Также общие положения о приоритете ЕГРН не распространяются на участки, относящиеся к землям сельхозназначения, но при наличии у уполномоченного органа сведений, подтверждающих факт неиспользования такого участка по целевому назначению.

За «дачной» амнистией может последовать лесная

Помимо этого, устанавливаемые документом правила не распространяется на случаи пересечения земель лесного фонда с землями особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и землями объектов культурного наследия. Если участок относится не только к лесному фонду, но и к особо охраняемым природным территориям, вводится приоритет вторых.

Вместе с тем предложения предусматривают дополнительные критерии отнесения участка к землям населённых пунктов или землям сельскохозяйственного назначения.

К первым он будет относиться, если находится в границах населённого пункта, ко вторым – если, например, в соответствии с Лесным реестром, лесным планом региона, а также сведениями ЕГРН входит в категорию земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года был отдан огородническому или дачному некоммерческому объединению или выделен для строительства и эксплуатации жилого дома. Такая норма действует и в случае перехода прав граждан на такой участок после 8 августа 2008 года.

Также принятый закон определяет процесс образования участка из земель, находящихся в государственной собственности.

Схема его расположения на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений.

Отказ может последовать только в том случае, если участок пересекается с границами лесного участка или лесничества, а также лесопарка, сведения о которых имеются в ГЛР, или в случае нахождения земель в границах лесничества и лесопарка.

Если будет выявлено пересечение границ, схема в течение трёх рабочих дней направляется в федеральные органы исполнительной власти. Они в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления схемы уведомляют субъект о наличии или об отсутствии оснований для отказа в согласовании. При этом отказ в согласовании может быть обжалован в суде.

Одновременно с этим не требуется согласования схемы для утверждения земельного участка, если он образуется из государственных земель, расположенных в границах населённого пункта или в границах территории, которая не является зоной сельскохозяйственного использования, не связана с использованием лесов и расположена за границами населённого пункта. Также не нужно согласовывать участок, образующийся из земель в границах территории, сведения о которых внесены в ЕГРН или в которых отсутствуют лесничества и лесопарки.

Отметим, что статус населённых пунктов предоставляется, помимо прочего, лесным посёлкам и военным городкам, если плотность их застройки составляет не менее 30 процентов. Исключение возможно только по специальному разрешению главы Рослесхоза.

Предусматривается, что до 1 октября 2017 года региональный исполнительный орган направит уведомление о наличии или об отсутствии лесничеств и лесопарков в границах поселения или городского округа в органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов, а также разместить такую информацию в Интернете. Кроме того, в течение 45 дней после обнаружения пересечения Рослесхоз будет проверять, законно ли приобретён участок там, где эти пересечения зафиксированы. Право на земельные участки, оформленные с нарушением, ведомство будет оспаривать в судебном порядке.

Как следует из документа, до 1 января 2023 года Росреестр должен будет устранить противоречия в области пересечения границ земельных и лесных участков, а также пересечения границ лесных участков друг с другом. А региональные власти до 2023 года будут обязаны привести сведения лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН.

Совфед и Госдума пришли к согласию

Глава Росреестра Виктория Абрамченко ранее заявила, что от принятия закона выиграют и власть, и бизнес, и собственники.

«Государству это позволит эффективнее гарантировать защиту права собственности», — сказала чиновник.

На необходимость скорейшего принятия документа обращал внимание и заместитель директора департамента недвижимости Минэкономразвития Михаил Бочаров, который охарактеризовал обстановку с кадастровым учётом лесных участков как «очень тяжёлую». По его словам, проблемы вызваны рядом причин, в том числе тем, что до 2007 года Лесной кодекс не признавал деления лесов на лесные участки.

В свою очередь глава думского Комитета по экологии Ольга Тимофеева не раз напоминала, что после принятия закона о «лесной амнистии» от длительных судебных процедур будут освобождены «не какие-то преступники или богатые и великие люди с полями для гольфа, а обычные люди с шестью сотками и фермеры, на территории дачных участков которых вдруг оказались лесные массивы».

Права последних были ущемлены, подчеркнула депутат, из-за неразберихи в законодательстве: до 2008 года, когда был принят Лесной кодекс РФ, именно на территории лесов можно было получать дачи, садоводческие участки.

В результате сегодня в судах находится почти 300 тысяч дел по таким землям.

В связи с этим ранее Президент РФ дал поручение «навести порядок, помочь обычным людям, чтобы они годами не ходили в суд и смогли воспользоваться своими участками».

Закон нужен уже сейчас, ведь каждый день происходят множественные нарушения.

При этом Тимофеева называла изначальный законопроект, внесённый в Госдуму, «сырым». Три профильных комитета дорабатывали его, чтобы снять с себя максимальное количество рисков. Однако жарких споров в нижней палате избежать всё равно не удалось.

На заседание Государственной Думы 21 июля, когда документ обсуждался в третьем чтении, спикеру палаты Вячеславу Володину даже пришлось пригласить вице-премьера РФ Дмитрия Козака и министра экономического развития Максима Орешкина.

Причиной такого решения стало предложение представителей фракций ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России» перенести рассмотрение правительственного законопроекта на осень.

«Правительство разделяет озабоченность депутатов, и я напомню, что мы в течение полутора лет разрабатывали этот законопроект и на завершающей стадии обсуждали со всеми заинтересованными депутатами и пришли к принятому механизму», — сказал вице-премьер Козак при рассмотрении инициативы депутатами в третьем чтении.

Замглавы кабмина подчеркнул, что закон нужен уже сейчас, ведь каждый день происходят множественные нарушения. И в итоге нижняя палата на последней «пленарке» весенней сессии всё же приняла закон в третьем чтении.

Но одновременно с этим депутаты приняли решение создать мониторинговую рабочую группу нижней палаты с участием членов Правительства РФ и наметили на вторую половину октября проведение расширенных парламентских слушаний по реализации закона о «лесной амнистии».

Лесные посёлки под снос не пойдут

Вместе с тем документ ещё предстоит как рассмотреть Совету Федерации, так и подписать Президенту РФ. Впрочем, закон накануне уже поддержал профильный Комитет палаты регионов по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Его члены – Владимир Лебедев, Сергей Лисовский и Михаил Щетинин – принимали непосредственное участие в доработке документа ко второму чтению в нижней палате, предложив Госдуме четыре поправки.

Первая касалась учёта Земельного кодекса при преобразовании участка под объект недвижимости вместо конкретного ограничения в 25 соток.

Вторая вносила изменения в федеральный закон о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую, а третья — изменения в закон о государственной  регистрации недвижимости. Последнее изменение дополняло регулирование переходных моментов в документе.

При этом на заседании нижней палаты 20 июля Щетинин поправки отозвал, так как они фактически совпали с изменениями, предложенными думским Комитетом по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

«Напомню, что сначала были отозваны поправки, предложенные тремя профильными комитетами Госдумы, которые по большому счёту не устраивали нас, а потом были внесены поправки профильного Комитета по природным ресурсам, которые полностью совпадали с нашими. Поэтому для того чтобы наши не отклоняли, мы их сами отозвали», — пояснил «Парламентской газете» сенатор своё решение.

Это эффективный правовой механизм, обеспечивающий как реализацию и защиту конституционных прав граждан, так и сохранение лесов.

По словам Щетинина, даже сняв свои предложения, Совфед получил устраивающий палату результат.

 

«Наш Комитет неоднократно обращал внимание на то, что заявительный принцип осуществления кадастрового учёта и регистрации прав на земельные участки разрушил систему информационного обеспечения управления земельными ресурсами.

Не разграничены земли, находящиеся в государственной собственности, отсутствует актуальная планово-картографическая основа. Сложившаяся ситуация усугубляется неопределённостью границ земельных участков, что порождает нелегитимность сделок», — отметил парламентарий.

Законодатель напомнил, что граждане часто сталкиваются с ситуацией, когда им для решения проблемы нужно обращаться в суд. При этом судебные тяжбы могут длиться годами, и не факт, что решение будет принято в пользу истца. А потому принятый Государственной Думой закон минимизирует такие случаи.

«Это эффективный правовой механизм, обеспечивающий как реализацию и защиту конституционных прав граждан, так и сохранение лесов», — заключил председатель Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Источник: https://www.pnp.ru/social/zakon-o-lesnoy-amnistii-doshel-do-soveta-federacii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.