Перераспределение земель сельскохозяйственной организации

Содержание

Земли сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения

Перераспределение земель сельскохозяйственной организации

Фонд перераспределения земель был создан в 90-е годы для того, чтобы поднять сельскохозяйственную отрасль. Сегодня процедура выдачи участков регулируется федеральным законодательством.

Цели создания фонда перераспределения

Все началось с земельной реформы, произошедшей в начале 90-х годов. В то время задачей государства стало создание фермерских хозяйств. Ситуация усложнялась тем, что не все граждане являлись членами сельхозпредприятий и имели права на земельную долю. А лицам, которые желали создать фермерские хозяйства, была нужна земля. Государство должно было найти источники предоставления участков.

Как фонд создан фонд?

В фонд перераспределения вошли свободные земли, не имевшие собственников и арендаторов, а также территории колхозов и других землепользователей, которые использовались нерационально.

В конце 2001 года был принят Земельный кодекс. Практика включения в состав фонда земель сельскохозяйственного назначения была сохранена.

Сегодня о нем сказано сказано в ст. 80 Земельного кодекса. В фонде содержатся все земли, которые находятся в собственности государства. Оно может передавать их юридическим лицам, либо гражданам в аренду для ведения сельскохозяйственной деятельности, развития отрасли.

Основные цели

Целью создания фонда стало:

  1. Эффективное перераспределение свободных земель.
  2. Создание новых крестьянских и фермерских хозяйств, их расширение.
  3. Организация сельскохозяйственного производства на территориях, которые государство выделило гражданам и юридическим лицам.
  4. Ведение животноводства. Организация огородничества, а также садоводства.
  5. Использование участков под личное подсобное хозяйство.
  6. Выделение участков под сенокосы и пастбища.

Об использовании земель сказано в статье 78 Земельного кодекса.

Территории, находящиеся в фонде перераспределения земель, передают:

  1. Для создания сельскохозяйственного производства.
  2. Формирования лесопосадок защитного плана.
  3. Земли могут взять НИИ и учебные организации для того, чтобы проводить практические занятия в рамках подготовки специалистов.
  4. Казачьи общества.
  5. Религиозные общины и кооперации потребительского характера.
  6. Товарищества и кооперативы. Они могут далее делить территорию, а потом и передавать участки населению для занятий огородничеством и для разбивки сада.
  7. Землю выдают коренным народностям Сибири, Севера. Они могут использовать ее для промыслов и организация быта.

В состав фонда включают территории, приобретенные государственными органами, а также те участки, которые не эксплуатируются в данный момент по разным причинам.

Если обратиться к Земельному кодексу, то станет понятно, что в фонд участки поступают в следующих ситуациях:

  1. За счет земель, оказавшихся в данных момент свободными.
  2. Территории, приобретенное и государственными органами в рамках стандартной сделки.

Когда участок может войти в состав фонда?

В законодательстве перечислены следующие случаи, когда участок может войти в состав фонда:

  1. Добровольный отказ юридических лиц и граждан от этого надела. В результате этого территория становится бесхозной недвижимостью. Права, которыми ранее обладал пользователь, прекращаются. Все полномочия переходят к государству, либо участком может распоряжаться муниципалитет.
  2. После кончины собственника, если наследники отсутствуют. Также возможна ситуация, когда преемник не имеет права на принятие наследства. Вариант, когда наследник отказывается принимать собственность. Во всех случаях, перечисленных выше, права на участок переходят к государству, земля уходит фонд.
  3. Принудительное изъятие надела. Процедура регулируется статьей 49 Земельного кодекса. Если территорию требуется государству или муниципалитету, то в этом случае предусмотрен ее выкуп. Когда речь идет о том, что участок изымается по решению суда, собственнику компенсация не выплачивается.

Можно сказать, что все земельные массивы, временно выведенные из оборота, направляются в фонд запаса. Целевое назначение участков при этом не изменяется.

Проект перераспределения земель

Проект составляется для упорядочения использования земель сельскохозяйственного назначения физическим и юридическими лицами, а также для повышения эффективности процесса создания новых земельных участков, выделяемых в счет долей.

Создание проекта не обходится без технической, правовой и экономической документации. Обязательны расчеты, подробное описание и создание проектных планов. Все мероприятия, которые планируется проводить при образовании новых участков и упорядочении уже существующих, должны быть обоснованы.

Материалы приводятся в текстовой и графической форме.В рамках проекта может быть проведено измерение долей и границ территории.

Работы по его составлению состоят из следующих этапов:

  • проведение подготовительных работ;
  • этап разработки;
  • согласование;
  • утверждение;
  • процесс формирования землеустроительного дела;
  • сдача дела заказчику, его копия направляется в органы государственной власти.

При проведении подготовительных работ осуществляется сбор сведений о территории. Проект состоит из графической части и текстовой. Он должен быть согласован с органами местного самоуправления, кадастровой службой и другими органами власти, права которых затрагивает этот проект. Также он должен быть утвержден собственниками участков.

Заключение

В фонд перераспределения входят сельскохозяйственные земли, которые государство использует для развития отрасли. При создании новых участков и для упорядочения использования старых создают проект перераспределения земель. Он должен быть согласован с органами власти и собственниками территории.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/kategorii/selskoxoz/fond-pereraspredeleniya.html

Перераспределение земель сельскохозяйственных организаций и выделение участков собственникам земельных долей

Перераспределение земель сельскохозяйственной организации
Проект территориального землеустройства в виде проекта перераспределения с.-х. угодий составляется в случае перераспределения земель, используемых СХО или находящихся в общей долевой собственности.

проекта — в проекте предусматривается: определение (уточнение) размера земельной доли; определение (уточнение) границ земель фонда перераспределения; определение (уточнение) границ земель, являющихся собственностью СХО; определение (уточнение) границ земель, находящихся в общей долевой собственности; определение на землях, находящихся в общей долевой собственности, границ земель, переданных собственникам земельных долей на различном праве СХО или др. юридическим лицам и гражданам, а также границ невостребованных земельных долей; составление схем раздела массивов с.-х. угодий, передаваемых (переданных) в общую долевую собственность, на которых отображаются проектное местоположение границ земельных участков, их нумерация и при необходимости, положение полевых дорог и защитных лесных полос относительно проектируемых границ земельных участков.

Кроме этого, может предусматриваться: 1.закрепление определенных массивов с.-х. угодий за определенными собственниками земельных долей; 2.установление последовательности предоставления в счет земельных долей запроектированных земельных участков в массивах с.-х.угодий; 3.передача в собственность граждан и юрлиц угодий, выбывших из с.-х. использования; 4.передача в собственность земельных участков, полученных в счет имущественных паев.

В СОСТАВ ПРОЕКТА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ включаются: пояснительная записка; проектный план; экспликации земель; список собственников земельных долей.

СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ: Сведения о землях территории до проведения землеустройства (кому и на каком праве принадлежит участок, его правовой режим, площадь, экспликация земель, качественные характеристики с.-х. угодий, наличие ограничений в использовании). Цель проведения землеустройства. Обоснование проектных решений.

В составе земель сельскохозяйственных предприятий к концу 2005 г. насчитывалось около 12 млн. собственников земельных долей, на которые приходилось 99,7 млн. га сельскохозяйственных угодий, в т. ч. невостребованных 24,9 млн. га. Средний размер земельной доли в РФ менее 10 га. Из общей площади земельных долей, которыми распорядились, 91,9 % передано сельскохозяйственным предприятиям на различном праве. Собственникам земельных долей предоставлены широкие возможности. Они имеют право: — распорядиться земельной долей, получив свидетельство на право собственности; — передать земельную долю по наследству; — использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства; — продать земельную долю; — подарить земельную долю; — обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве; — передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства; — передать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания; — внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации. Включение земельных долей в земельный оборот нарушило экономику, организацию производства и территории почти каждого сельскохозяйственного предприятия. Это требует проведения комплекса землеустроительных работ по наведению порядка в распоряжении земельными долями, использовании земель и отводе их в натуре. Одним из основных видов землеустроительных работ на территории сельскохозяйственных предприятий, которыми используются земли, имеющие различный правовой статус, будет являться установление местоположения и границ земельных массивов, соответствующих по площади земельным долям. К этим земельным долям относятся: – выкупленные сельскохозяйственной организацией как юридическим лицом и перешедшие в ее собственность; – внесенные в качестве вклада в уставной (складочный) капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации без права изъятия земельной доли в натуре при выходе из состава этой организации; – внесенные в качестве вклада в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации с правом изъятия земельной доли в натуре по истечении срока, на который земельная доля была передана для использования; – переданные сельскохозяйственной организации для использования на праве аренды; – зарегистрированные собственниками, которые пока не приняли конкретного решения по распоряжению земельной долей; – невостребованные собственниками, в том числе переданные для использования сельскохозяйственными организациями с их согласия и включенные в фонд перераспределения; – выкупленные органами местного самоуправления для использования при расширении личного подсобного хозяйства. Во всех случаях, при проведении землеустроительных работ с земельными долями следует избегать чрезмерного дробления земельных массивов, выделяемых под земельные доли, что в дальнейшем неминуемо приведет к необходимости осуществления мер по их консолидации (объединению). В случае, если земельными собственниками принято решение о выделении земельных долей на местности, с целью снижения ущерба от дробления массивов земель при составлении проектов землеустройства необходимо осуществить следующие решения. 1. Земельные участки собственников земельных долей надо проектировать правильной формы, по возможности прямоугольными, с параллельными длинными сторонами. По отношению к рельефу местности, длинные стороны участков следует размещать поперек склона во избежание концентрации водного стока вдоль границ участков. 2. В равнинной местности при однородном почвенном покрове земельные участки необходимо размещать в виде прямоугольной сетки границ с выходом коротких сторон этих участков на магистральную дорогу. Ширина магистральной дороги должна обеспечивать свободный разъезд двух машин и проезд достаточно громоздкой сельскохозяйственной техники и может доходить до 6 м. Остальные межучастковые дороги проектируют шириной 3-4 м. Во всех случаях к каждому земельному участку должен быть обеспечен удобный подъезд. 3. На массиве, подлежащем разделению на земельные доли в районах ветровой эрозии, следует предусматривать совмещение границ земельных участков с продольными и поперечными лесными полосами для защиты пашни от дефляции. Поперечные лесополосы при этом располагают поперек направления господствующих ветров с расстоянием между ними 400-600 м, а продольные лесополосы – вдоль направления ветров с расстоянием 1500-2000 м. 4. При выделении земельных массивов, подлежащих разделу на земельные доли, в проектах землеустройства надо обеспечить соответствие качества выделяемых земель желаемой специализации (структуре посевных площадей), устанавливаемой земельными собственниками. Для этого все разделяемые земельные массивы должны быть оценены по своим агроэкологическим свойствам, по пригодности возделывания различных сельскохозяйственных культур или их групп. Только после этого следует приступать к отводам земель. 5. Для предотвращения появления раздробленности земельных угодий, ухудшения использования земель, остающихся в неделимых фондах или коллективной собственности, а также в целях планирования и поэтапного отвода земельных долей в натуре их собственникам, в проектах землеустройства необходимо предусмотреть выделение земельных массивов, подлежащих первоочередному разделу. Эти массивы должны отвечать следующим требованиям: – иметь удобный подъезд; – не отличаться по качественному состоянию, плодородию, мелиоративному и культуртехническому обустройству в ту или другую сторону от остальных земель сельскохозяйственного предприятия; – при изъятии от хозяйства и разделении на земельные доли данный массив не должен способствовать появлению недостатков землепользования (вклиниваний, вкрапливаний, дальноземелья, чересполосицы); – соответствовать по своим качественным характеристикам специализации вновь образуемых хозяйств. 6. При разделении массивов на участки собственников земельных долей необходимо предусматривать возможность их последующего объединения в различные хозяйственные образования, совместного осуществления полевых работ. присоединения рядом расположенных участков с целью восстановления и перехода к крупному производству, а также проведения комплекса мелиоративных, природоохранных и противоэрозионных работ всеми земельными дольщиками. 7. Для того, чтобы не дробить и не расчленять земельные массивы сельскохозяйственных предприятий и создать наилучшие условия выделяющимся собственникам земельных долей, нужно обеспечить выполнение следующих правил: – выделять земельные доли в натуре, преимущественно группам желающих, чтобы обеспечить занятие всего массива, подлежащего разделению (в противном случае из-за появляющихся неудобств в обработке, проезде незанятые земли могут выйти из оборота); – начинать выделение земельных долей единичным собственникам, если не собралась их группа, не от центра массива, а от его периферийной части, чтобы обеспечивалась компактность расположения неразделенных участков; – запрещать выделение земельных долей в натуре, если нет проектов землеустройства на всю территорию реорганизуемого хозяйства и при отсутствии ТЭО (бизнес-плана) на использование испрашиваемого участка земель; – запрещать строительство на земельном участке при отсутствии необходимых коммуникаций и, прежде всего, водоснабжения, энергообеспечения. В итоге с точки зрения эффективности землеустройства и организации производства сельскохозяйственных предприятий, выделение земельных долей в натуре нанесет большой ущерб использованию земель и экономике агропромышленного комплекса страны. Поэтому при разрешении проблем, связанных с распоряжением земельными долями, следует по возможности избегать выделения земельных долей в натуре, а стараться создавать такие организационно-правовые формы СХО, которые будут способствовать консолидации земельных долей и препятствовать появлению парцеллярного малоэффективного земледелия.

ГРАФИЧЕСКАЯ ОСНОВА — ДОПОЛНЕНИЕ

Картматериал, на котором отражено состояние землепользования до землеустройства, количественные и качественные характеристики с.-х. угодий: Контуры с.-х. угодий и их площади; Границы земельных участков, принадлежащих юрлицам и гражданам, их кадастровые номера и площади вновь образуемых участков; Границы территориальных зон, ограничивающих в использовании с.-х. угодья.

ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ПЛАНА

На проектном плане показываются: границы земельных участков фонда перераспределения; границы СХО; границы земель, находящихся в общей долевой собственности; их проектные номера и площади; земельные участки, находящиеся в долевой собственности или фонде перераспределения, переданные в аренду; схемы раздела на земельные участки массивов с.-х. угодий, находящихся в общей долевой собственности, номерация проектируемых земельных участков, проектируемые лесные полосы, дороги. Экспликация земель составляется по каждому земельному участку и в целом по землям фонда перераспределения, землям СХО, землям долевой собственности.

УТВЕРЖДЕНИЕ

Проект перераспределения с.-х. угодий утверждается собственниками земельных участков (соответствующим исполнительным органом гос. власти, СХО, общим собранием участников долевой собственности) в установленном порядке.

Источник: http://zem-kadastr.ru/blog/territorytogkn/146.html

Фонд перераспределения земель в 2019 году: порядок формирование состава, использование земель фонда | Земельный эксперт

Перераспределение земель сельскохозяйственной организации

В статье 80 Земельного кодекса РФ указано, что фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения был создан для того, чтобы государство располагало наделами, которые могут быть переданы в пользование населению или юридическим лицам для организации сельхоздеятельности. В числе производственных объединений, занимающихся подобными мероприятиями, находятся фермерские (крестьянские) хозяйства, кооперативы, товарищества. Также земли могут быть отданы под животноводство, например для выпаса скота и сенокошения.

Другими словами, перераспределение земель как функция управления земельным фондом, имеет существенное значение для формирования общего порядка передачи территорий по праву собственности и дальнейшего пользования.

Формирование фонда перераспределения земель

Наполнение фонда происходит за счет участков сельхозназначения, которые оказались свободны от эксплуатирования, а также были приобретены госорганами в рамках стандартной правовой сделки.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

В действующем законодательстве указанны случаи, при которых земельный участок входит в состав территорий фонда:

  • при добровольном отказе граждан или юридических лиц от надела. В этом случае, участок становится бесхозной недвижимостью и все права, которые имел на него пользователь, прекращаются. Полномочия в отношении участка переходят к государству или муниципалитету;
  • в случае если собственник земли скончался, а наследников нет либо все преемники лишены права на принятие наследуемой массы. Также предусмотрен случай, когда наследующее лицо отказывается принимать собственность. Тогда все права на территорию переходят к государству, а земля зачисляется в фонд перераспределения земель;
  • при принудительном изъятии земельного надела в тех случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством. Регулируется такая процедура ст. 49 ЗК РФ. При изъятии для нужд муниципалитета или государства предусмотрен выкуп территории. Если речь идет об изъятии по решению суда, то никаких средств собственнику не выплачивается.

Другими словами, массивы, которые временно исключены из оборота переходят в состав фонда запаса, однако, целевое назначение территорий изменению не подлежит.

Использование земель фонда перераспределения земель

Использование земель осуществляется в рамках ст. 78 ЗК РФ. То есть территории могут быть переданы:

  • для организации сельхозпроизводства;
  • с целью лесопосадки защитного плана;
  • научно-исследовательским и учебным организациям, для организации практических занятий по подготовке специалистов;
  • кооперативам и товариществам, для дальнейшей передачи населению с целью разбивки сада или огорода;
  • кооперациям потребительского характера и религиозным общинам;
  • казачьим обществам;
  • малочисленным коренным народностям государства для организации быта и промыслов.

Все вопросы, связанные с использованием таких земель решаются в соответствии с действующим земельным законодательством и рядом федеральных законов.

Сведения фонда перераспределения земель

Законодательно закреплена норма, согласно которой сведения о наличии территорий в составе фонда являются общедоступными. Благодаря этому товарищества, общины и граждане могут принять решение относительно подачи заявки на получение надела в пользование, а компании или фермерские хозяйства о приобретении дополнительной территории.

Важное значение имеют качественные характеристики участков. По этой причине, граждане могут получить информацию не только о наличии или отсутствии территорий, но и познакомиться с полным описанием земель.

Администрация или госорган, регулирующий вопросы, связанные с пользованием фонда перераспределения обязаны предоставлять все необходимые данные заинтересованным лицам, а также проводить публикации в региональных печатных изданиях о поступлениях наделов в фонд.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по фонду перераспределения земель

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Инна. Моя подруга работает в администрации и по секрету сообщила мне, что почти в центре города освободился участок и поступил в фонд перераспределения земель.

Земля была изъята у собственника по решению суда и теперь числится как бесхозная. Мне бы очень хотелось получить ее в собственность и построить там дом.

Подскажите, как мне теперь оформить его, если все держится в секрете? Не хочется подводить подругу, и в то же время, упускать такой шанс тоже желания нет.

Куда обращаться с моей просьбой и что необходимо сделать для оформления?

Ответ: Здравствуйте, Инна. Ну, во-первых, согласно п. 4 ст. 80 ЗК РФ, если ваш участок попал в фонд перераспределения, информация об этом не секретная. Более того, муниципалитет вашего города обязан был осуществить публикацию о данном событии в городских СМИ. Если ведомство этого не сделало, то нарушило закон.

Во-вторых, вы можете предварительно ознакомиться с его описанием. Информация является общедоступной для всех заинтересованных лиц, а вы таковым являетесь.

И, в-третьих, вы вправе подать заявку на получение территории в пользование или по праву собственности. В первом случае, земля может быть передана бесплатно или в рамках арендного соглашения, а второй предусматривает покупку территории. При каждом варианте организовывается конкурс.

Однако даже эти моменты не являются существенными в вашей ситуации. Проблемы могут возникнуть в связи с тем, что вы хотите построить на участке дом.

Делать этого нельзя, поскольку в составе фонда находятся земли сельхозназначения, и менять их прямое использование запрещается.

Соответственно, вы не сможете изменить целевое назначение участка, а значит, и дом построить тоже не получится.

На практике вы можете попытаться построить там дачу и оформить регистрацию в таком строении.

Список законов

  • Статья 80 ЗК РФ
  • Статья 49 ЗК РФ
  • Статья 78 ЗК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/klassifikaciya-zemel/zemli-selskoxozyajstvennogo-naznacheniya/fond-pereraspredeleniya-zemel/

Экономическая эффективность проекта перераспределения земель сельскохозяйственных организаций

Перераспределение земель сельскохозяйственной организации

“Землеустройство, кадастр и мониторинг земель”, 2011, N 11

Аннотация. В статье рассмотрены аспекты экономической эффективности проекта перераспределения земель сельскохозяйственных организаций, предложены критерии его экономической оценки.

Проект перераспределения земель сельскохозяйственных организаций – это разновидность проекта межхозяйственного (территориального) землеустройства, в котором решаются вопросы определения места и площади земельного участка при его выделе, но при этом учитываются интересы землевладельца и землепользователя земельного участка, из которого происходит выдел.

Название проекта перераспределения земель сельскохозяйственных организаций исторически сложилось в процессе последней земельной реформы в России, так как работы, связанные с передачей земель из монопольной государственной собственности в частную, стали называть перераспределением земель. В современном же Земельном кодексе РФ [1] перераспределением земель называется образование смежных земельных участков при прекращении существования смежных земельных участков, из которых они были преобразованы, хотя в землеустроительной науке данные вопросы разрабатываются в проектах устранения недостатков землевладений и землепользований [2]. Несмотря на некоторую терминологическую путаницу проекты перераспределения земель сегодня широко распространены и включают работы, которые в современном земельном законодательстве отнесены к выделу земельных участков.

Перед проектом перераспределения земель сельскохозяйственных организаций помимо задач развития и окончания земельной реформы стоят задачи привлечения в сельскую местность дополнительных инвестиций под залог земельных участков и повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства за счет образования землевладений и землепользований с оптимальными площадями, структурой угодий, правильным расположением границ, рациональной специализацией и системы хозяйствования, соответствующих природным и экономическим условиям [3]. Данные задачи могут быть выполнены только в рамках структуры проекта перераспределения земель сельскохозяйственных организаций.

Проект перераспределения земель сельскохозяйственных организаций имеет целый ряд преимуществ перед стихийным перераспределением земель, так как его разработка сопровождается общественными слушаниями, он имеет экономическое, социальное и экологическое обоснование, и только при его разработке можно построить эффективную систему землепользования. При стихийном же перераспределении земель можно принять решение, содержащее системные ошибки, что в дальнейшем приведет к кризису будущей системы землепользования.

Как было сказано ранее, экономическая сторона проекта перераспределения земель сельскохозяйственных организаций направлена на привлечение дополнительных инвестиций и на повышение эффективности проектируемой системы сельскохозяйственного производства. Первая задача решается в проекте путем снижения инвестиционных рисков сельскохозяйственного производства на данной территории (табл. 1), к которым относятся:

  • риски устойчивости землепользования – это риски, возникающие в условиях неопределенности форм и условий распоряжения землей, находящейся в общей долевой собственности;
  • риски добросовестного приобретателя – это те риски, которые могут возникнуть в дальнейшем в связи с выявлением неучтенных сособственников.

Таблица 1

Расчет снижения инвестиционных рисков сельскохозяйственного производства по проекту перераспределения земель сельскохозяйственной организации ОАО “Радуга” Тамбовского района Тамбовской области (таблица рассчитана по показателям экспертной оценки), %

Вид риска Доля капитала, подверженного

риску

Вероятность риска, на год

землеустройства

Вероятность риска по проекту

землеустройства

Доля риска в общем капитале на год

землеустройства

Доля риска в общем капитале по проекту

землеустройства

Снижение доли риска в общем

капитале

Риски устойчивости

землепользования

25 20 2 5 0,5 4,5
Риски добросовестного

приобретателя

100 5 0 5 0 5

В табл. 1 доля рисков в общем капитале (ДРК) рассчитывается по формуле:

ДРК = ДК x ВР, (1)

где ДК – доля капитала, подверженного риску; ВР – вероятность риска.

Из табл. 1 видно, что доля риска неопределенности форм и условий распоряжения землей снижена в 10 раз, а доля риска добросовестного приобретателя полностью убрана, тем самым общая доля рисков в общем капитале снижена в 20 раз с 10 до 0,5% от размера инвестиции.

Снижение инвестиционных рисков будет способствовать снижению страховых фондов и тем самым повышает ожидаемую доходность инвестиций. Расчет повышения ожидаемой доходности инвестиций приведен в табл. 2.

Таблица 2

Расчет изменения доходности инвестиций

Инвестиции,
тыс. руб.
Снижение доли риска в общем

капитале, %

Снижение страховых
фондов, тыс. руб.
Увеличение ожидаемого дохода при базовой доходности 12,5%,

тыс. руб.

1000 9,5 95,00 11,875
2000 190,00 23,75
3000 285,00 35,625
4000 380,00 47,5

Из табл. 2 можно сделать вывод о том, что при средней доходности инвестиций агропромышленного комплекса 12,5%, по проекту землеустройства доходность увеличится на 2,19%.

При повышении ожидаемой доходности растет количество желающих внести инвестиции, одновременно снижается количество желающих получить инвестиции при таком проценте кредитования.

В статье предлагается рассчитывать величину инвестиционной привлекательности как отношение объема инвестиций, которые могут быть внесены при данной ожидаемой доходности, и объема инвестиций, которые могут быть приняты при таком проценте кредитования.

Показатель величины инвестиционной привлекательности позволит узнать вероятность получения инвестиций. Сравнение показателей на год землеустройства и по проекту для ОАО “Радуга” Тамбовского района Тамбовской области приведено в табл. 3.

Таблица 3

Расчет величины инвестиционной привлекательности

Наименование сельскохозяйственной

организации

Доходностьинвестиций,

%

Объем инвестиций, которые могут внести инвесторы, согласные на данную доходность инвестиций,

тыс. руб.

Объем потребности в инвестициях организаций, в которые могут внести свой капитал инвесторы, согласные на данную доходность инвестиций,

тыс. руб.

Величина инвестиционной

привлекательности

На год землеустройства
ОАО “Радуга” 12,5 2 000 450 000 0,004
По проекту землеустройства
ОАО “Радуга” 13,69 3 000 300 000 0,01

Из табл. 3 видно, что проект землеустройства повысил величину инвестиционной привлекательности сельскохозяйственной организации ОАО “Радуга” Тамбовского района Тамбовской области на 0,006, или в 1,5 раза повысил вероятность привлечения инвестиций в ОАО “Радуга”.

Другой задачей проекта перераспределения земель сельскохозяйственных организаций является повышение эффективности сельскохозяйственного производства на перераспределяемой территории, включающее вовлечение неиспользуемых сельскохозяйственных земель в сельскохозяйственное производство.

Повышение эффективности сельскохозяйственного производства на перераспределяемой территории основано на выявлении и предоставлении земель собственникам, которые могут использовать ее наиболее эффективно.

Так, например, при выделении земель в первую очередь нужно стараться выделять неиспользуемые сельскохозяйственные земли, затем те, которые приносят наименьшую прибыль существующему сельскохозяйственному производству, но главное, необходимо сохранять оптимальный размер сельскохозяйственных землепользований, сложившихся на сегодняшний день.

Эффективность сельскохозяйственного производства оценивается отношением чистого внутреннего продукта территории и ее площади. В табл. 4 рассчитана средняя ожидаемая доходность сельскохозяйственных земель ОАО “Радуга” Тамбовского района Тамбовской области на год землеустройства и по проекту землеустройства.

Таблица 4

Экономическая эффективность проекта перераспределения земель ОАО “Радуга”

Показатель На год
землеустройства
По проекту
землеустройства
Чистый внутренний продукт сельскохозяйственного производства

территории, тыс. руб.

8 921,43 11 145,51
Используется земель в
сельскохозяйственном производстве, га
6 845,0 8 405,1
Средняя ожидаемая доходность используемых
земель, руб/га
1 303,35 1 326,04

Таким образом, в современных экономических условиях критерием экономической эффективности проекта перераспределения земель сельскохозяйственных организаций является эффективность использования земли, что соответствует стратегии устойчивого развития территории, но при этом он не может быть единственным критерием оценки проекта в целом, так как не отражает долгосрочную перспективу использования сельскохозяйственных земель.

Литература

  1. Земельное законодательство. Сборник документов. М.: Проспект, 2010. С. 19.
  2. Землеустройство. Т. 3. Землеустроительное проектирование. Межхозяйственное (территориальное) землеустройство. М.

    : Колос, 2002. С. 82.

  3. Волков С.Н. Правовое и техническое регулирование отношений при проведении землеустройства сельских территорий: Учебно-практическое пособие. М.: ГУЗ, 2010. С. 108.

С.А.

Жилин

Ассистент

кафедры землеустройства

Государственного университета

по землеустройству

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/66979-ekonomicheskaya-effektivnost-proekta-pereraspredeleniya-zemel-selskoxozyajstvennyx-organizacij

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.