Основания и порядок изъятия земельных участков

Содержание

Изъятие земельных участков для государственных нужд в 2019 году, изъятие земли для муниципальных нужд, порядок и основания изъятия, основные проблемы процедуры | Земельный эксперт

Основания и порядок изъятия земельных участков

Территория, являющаяся объектом личного землепользования, иногда подлежит отчуждению для федеральных или местных нужд.

Это происходит через ряд комплексных мер по поиску нужной земли, ее оценке и уплате компенсации бывшему владельцу. Законные основания для этого определены в ст. 49, 56 ЗК РФ и ст. 279 ГК РФ.

На основании нормативов изъятие земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется при следующих обстоятельствах:

  • Строительство сооружений стратегического использования.
  • Постройка энерго- и коммуникационных узлов.
  • Конструирование объектов атомной промышленности.
  • Воздвижение инженерных сооружений и узлов связи.
  • Реконструкция военных объектов.
  • Строительство транспортных узлов. Например, железнодорожных вокзалов, станций и аэропортов.
  • Воздвижение космодромов.
  • Модернизация и оснащение линейных структур естественных монополий.
  • Строительство коммуникационных систем электро-, газо- и термоснабжения.
  • Прокладка автомагистралей для государственных нужд.

Существуют и другие основания для изъятия недвижимости. Они регламентированы отдельными нормативными актами и договорами между сторонами.

Изъятие земельных участков для государственных нужд происходит на компенсационной основе путем установки их выкупной стоимости, которая будет передана новым фактическим собственникам. Процедура отчуждения частных земель предусматривает обязательное уведомление собственников.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Законодательством также установлено понятие реквизиции, как лишение преимущественного владения участком в пользу государства или общества, которое устанавливается на ограниченный период или на постоянной основе. Такое действие допускается при чрезвычайных и экстренных ситуациях, катастрофах и иных обстоятельствах, при которых отчуждение территории требуется для исполнения срочных государственных задач.

Помимо государственных органов и их дочерних учреждений по субъектам Федерации, правом на обращение с ходатайствами об изъятии земель наделены и некоторые организации. Перечень таких организаций установлен Постановлением Правительства РФ № 442 от 06.05.2015 г.

Постановление об изъятии земельного участка

Постановление об отчуждении земельного участка в пользу государства составляется после утверждения акта о выборе конкретной территории под необходимые нужды.

В течение двух месяцев после принятия этого документа компетентная комиссия согласовывает и направляет постановление фактическому владельцу участка.

В период 5 суток после утверждения решения, информация о смене собственника направляется в Росреестр по месту расположения рассматриваемого надела.

Постановление об изъятии земельного участка выглядит как официальное распоряжение, утвержденное печатью государственного органа и подписью его руководителя. Оно должно содержать следующую информацию:

  1. Данные о рассматриваемом объекте. Его месторасположение, размер и кадастровый номер.
  2. Основания для изъятия.
  3. Период, на который изымается участок. Изъятие также может производиться на постоянной основе.
  4. Информация о собственнике, у которого изымается недвижимость.
  5. Поручительские обязательства конкретного государственного органа о необходимости извещения собственника земли об ее отчуждении, а также об обязательной регистрации перехода вещного права на имущество.
  6. Информация о компенсациях бывшему собственнику недвижимости.

Согласно гражданскому и земельному законодательству определено трехкратное информирование собственника недвижимости, подлежащей изъятию:

  • До согласования об изъятии. Возможно информирование через СМИ.
  • После принятия соответствующего решения. До последней редакции ЗК РФ срок оповещения собственника составлял не менее одного года до момента отчуждения. В настоящий момент это положение было отменено и точные сроки предварительного оповещения не установлены.
  • После государственной регистрации перехода вещного права на имущество.

На сегодняшний день трехкратное оповещение собственника земли носит необязательный характер.

Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд:

  1. Рассмотрение вопроса о необходимости отчуждения частной собственности в государственное ведение.
  2. Составление соответствующего постановления компетентной комиссией, назначаемой органами федерального или местного значения.
  3. Уведомление собственника об изъятии конкретного участка полностью или его части.
  4. Составление соглашения с включением пункта о компенсации.
  5. Отчуждение собственности и регистрация перехода вещного права в Росреестре.

В случае неудовлетворения размером компенсации, собственник может обжаловать его размер в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления.

Делопроизводство осуществляется представителем государственного учреждения, в чье ведение будет предоставлен земельный надел.

В течение пяти дней после принятия постановления информация о смене собственника направляется в Росреестр для оформления вещного права.

Последствия изъятия земли для государственных и муниципальных нужд

После того как земельный участок будет изъят, на индивидуальный лицевой счет бывшего собственника поступит денежная компенсация, определенная соглашением между сторонами правоотношения. Отчужденный надел переходит в собственность заинтересованного государственного или муниципального органа, который регистрирует переход вещного права в Росреестре.

Земельный участок можно будет вернуть бывшему владельцу в случае, если это оговорено самим текстом соглашения. Если отчуждение произошло на постоянной основе, его возврат возможен только после прекращения соответствующего требования, на основании которого была изъята определенная территория.

В судебной практике известны случаи, когда отчужденная собственность была возвращена ее законному владельцу по причине несоблюдения законных прав. Это возможно после подачи соответствующего искового заявления. Например, о признании недействительным факта передачи земельного участка в государственную или муниципальную собственность.

Пример по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд

Гражданин Сивенков П.И. – обладатель надела земли, который он получил по наследству. Орган местного самоуправления решил изъять эту территорию под строительство автовокзала. Гражданину было направлено соответствующее постановление с просьбой подойти в отделение муниципалитета для оформления соглашения об изъятии.

Сивенков отказался заключать договор и составил исковое заявление в судебные органы. На основании разбирательств было установлено, что помимо земельного участка истца, в городе имеется множество других земель, как правило, пустующих.

Законом же в качестве одного из условий правомерности изъятия земельного участка предусмотрен факт отсутствия других возможных вариантов строительства.

Доказательств отсутствия таковых вариантов муниципалитет в суде не представил, соответственно, исковое заявление было удовлетворено.

Заключение

Отчуждение частной собственности в пользу государства происходит для строительства важных объектов инфраструктуры, а также для их реконструкции и ремонта. Данная процедура включает следующие этапы:

  1. Поиск федеральным или муниципальным органом подходящей земли.
  2. Принятие решения и составление соответствующего постановления.
  3. Уведомление собственника и оформление обоюдного соглашения.
  4. Выплата компенсации за землю.
  5. Регистрация перехода вещного права в Росреестре.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд

Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Николай. Я являюсь владельцем участка земли, который подлежит изъятию в пользу муниципалитета для строительства дороги. Как определяется размер денежной компенсации, положенной мне по закону?

Ответ: Добрый день, Николай. Согласно ст. 279 п. 6 размер возмещения и срок исполнения определяется в соглашении, которое будет заключено с вами представителем государственного учреждения. Если сумма компенсации вас не удовлетворит, вы вправе отказаться от подписания документа. В этом случае процедура изъятия земли будет осуществляться в судебном порядке.

Список законов

  • Статья 49 ЗК РФ
  • Статья 56 ЗК РФ
  • Статья 279 ГК РФ
  • ПП РФ № 442 от 06.05.15 г.

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/prava-na-zemlyu/izyatie-zemli-dlya-gosudarstvennyx-i-municipalnyx-nuzhd/

Изъятие земельного участка для муниципальных нужд

Основания и порядок изъятия земельных участков

В некоторых случаях возможно изъятие земельного участка для муниципальных или государственных нужд. Это может произойти только в том случае, если будут соблюдены основные принципы и порядок, установленный земельным законодательством. Для изъятия требуется наличие веских оснований.

Основания и условия для изъятия

В соответствии со ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельного участка возможно в следующих случаях:

  1. Выполнение международных обязательств России.
  2. Размещение объектов государственного значения. К примеру, для целей обороны, атомной энергетики, водоснабжения, дорог и т.д.
  3. Иные обстоятельства, установленные законодательно.

Наиболее важное условие изъятия участков – последующее возмещение. Муниципалитет или государство устанавливают выкупную цену, которая закрепляется соответствующим соглашением.

Как правило, чаще всего земля изымается с целью расположения на ней объектов для государственных или муниципальных нужд. Однако такое происходит в крайних случаях, если по-другому действовать невозможно.

Власти обязаны уведомить владельца участка. Без этого процедура изъятия будет невозможна. Если собственник категорически не согласен с действиями властей, он вправе обжаловать их в судебном порядке.

Когда препятствий не возникает, издается соответствующее решение местной администрации.

Аннулирование частной собственности происходит только в том случае, когда других вариантов решения вопроса не существует.

Решение об изъятии принимается за два месяца до непосредственного перехода прав. Оно должно содержать в себе основания для изъятия земли, указание лица, у которого изъяли участок, а также идентификационные сведения о наделе. Решение передается собственнику в течение семи дней после его принятия.

Особенности изъятия земли

Изъятие может происходить принудительно, временно, в рамках выкупа или по причине ненадлежащего использования собственником. Рассмотрим, с какими нюансами придется столкнуться в каждом случае.

Принудительный порядок

В соответствии с Конституцией РФ частная собственность неприкосновенна. Лишить человека имущества можно только в судебном порядке.

Для принудительного изъятия земли необходимо наличие веских оснований. Они изложены в гражданском законодательстве. Основанием является:

  • взыскание участка по обстоятельствам;
  • отчуждение земли, которая не принадлежит лицу по закону;
  • конфискация, реквизиция, национализация;
  • выкуп участка для нужд муниципалитета или государства;
  • нарушение норм действующего законодательства.

Если надел принудительно изымается для муниципальных нужд, то на основании соответствующего решения выплачивается равноценная или предварительная стоимость земли.

Равноценная – это выкупная цена, которая включает рыночную стоимость и убытки, причиненные в рамках изъятия земли.

Если собственник не согласен с установленной выкупной ценой, то судом может быть самостоятельно определена цена объекта.

Реквизиция – временная и полная

Реквизиция – это принудительное изъятие земельного участка у владельца для неотложных государственных нужд. При этом собственник получает компенсационную выплату.

При этом собственник утрачивает имущественные права. В соответствии со ст. 51 ЗК РФ реквизиция допускается только если в стране происходя чрезвычайные происшествия (эпидемии, аварии, стихийные бедствия и т.п.).

Такое решение принимается органами государственной власти. При этом оспорить его в судебном порядке нельзя. В случае, если реквизиция временная, земельный участок будет возвращен собственнику после того, как основания изъятия утратят силу.

Выкуп

Выкуп земельного участка планируется заблаговременно. Собственник надела должен быть предупрежден за год до прекращения его прав на землю.

Выкуп не может быть осуществлен без согласия владельца участка. Если он категорически против, изъятие в таком порядке будет невозможным.

Ненадлежащее использование

В такой ситуации участок изымается принудительно по той причине, что собственник пользуется ею с нарушением законодательных норм. Что можно подразумевать под использованием не по назначению?

Земля изымается в следующих случаях:

  • когда целевое назначение – ведение сельского хозяйства, но за три последних года владелец не использовал его так, как нужно;
  • неправильное использование привело к ухудшению качеств земли или экологической обстановки.

Если собственник не препятствует изъятию, то участок продается с торгов. Когда он против, вопрос будет решать в судебном порядке.

Процедура изъятия участка

Аннулирование частной собственности на конкретный земельный участок происходит в шесть этапов:

  1. Подготовка оснований для начала процедуры изъятия. Сюда входит разработка документации по планированию территории, формирование проектов. Документы создаются и утверждаются уполномоченным органом государственной власти.
  2. Подготовка и подача соответствующего решения об изъятии земельного участка.
  3. Выявление собственников объектов, которые планируется изъять. Это необходимо для получения у них согласия на отчуждение.
  4. Подписание решения об отчуждении земли муниципалитетом.
  5. Подготовка и подписание договора об изъятии.
  6. Прекращение прав на земельный участок и его передача муниципалитету или государству.

На этапе выявления собственников объектов, которые будут изъяты, возможны некоторые сложности. В частности, это касается земель, право на использование которых возникло до 1998 года. До этого момента регистрация имущественных прав осуществлялась не всегда, поэтому возможны сложности с поиском информации.

Необходимые сведения запрашиваются из государственных архивов и муниципалитета. Кроме того, осуществляется публикация на сайте органов местного самоуправления и в СМИ. Физическое лицо или организация обязаны подтвердить свои права в течение пяти дней с момента получения уведомления.

Поиск собственников происходит в течение двух месяцев. Если за этот период сведения о владельцах не будут получены, то уполномоченный орган обратиться в суд для признания земельного участка невостребованным. В итоге надел признается собственностью муниципалитета или государства.

Может случиться так, что владелец найдется уже после аннулирования права собственности. В этом случае он может требовать выплаты компенсации из бюджета. Однако для этого потребуется доказать право на надел и объяснить причину своего отсутствия.

Выявленный собственник уведомляется о принятом решении об отчуждении в течении 10 рабочих дней. В течении этого времени также публикуется информация на официальном сайте муниципалитета о принятии документа.

Уведомление собственника считается произведенным с момента принятия уведомления. Если почтовый адрес владельца неизвестен, он будет считаться оповещенным с момента публикации данных на официальном сайте. Принятое решение может быть обжаловано в течение трех лет с момента подписания.

Для формирования договора об изъятии проводятся специальные кадастровые и оценочные мероприятия, цель которых состоит в уточнении границ участка и определения его рыночной стоимости.

В тексте договора прописывается:

  • цель изъятия;
  • данные участка – кадастровый номер, площадь, вид права, адрес местоположения и т.д.;
  • реквизиты принятого решения;
  • срок передачи имущественных прав;
  • объем и способ выплаты компенсации;
  • указание сервитутов, если они есть и сохраняются.

Соглашение составляется в двух экземплярах – по одному для каждой стороны. После получения своего экземпляра собственник вправе его сразу же подписать, уведомить власти об отказе или изъявить желание внести корректировки (с указанием оснований).

Если собственник не подписал договор в течение трех месяцев с момента его получения или не уведомил об отказе, то муниципалитет или государственный орган вправе обратиться в суд. В такой ситуации будет подан иск о принудительном аннулировании права собственности на земельный участок.

После подписания договора или в результате судебного решения произойдет фактическое прекращение прав на надел. При этом подразумевается:

  • передача права владения;
  • аннулирование права пользования или пожизненного наследуемого владения;
  • аннулирование договора аренды или соглашения о безвозмездном пользовании;
  • прекращение права хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • снос строений, воздвигнутых на изъятом участке;
  • государственная регистрация юридических изменений.

Если условиями договора предусмотрена компенсация, то все последствия наступят только после полной выплаты.

Документы

Процедура изъятия подразумевает использование следующих документов:

  • бумаги по территориальной планировке;
  • проекты для планируемых изменений;
  • решение об изъятии;
  • договор о переходе права собственности.

Помимо этого, сюда входят документы, которые подтверждают факт поиска владельца, а также его уведомления, исковые заявления и решения суда.

Сроки

Процедура изъятия может начаться только после уведомления собственника о планируемых действиях. Ранее закон устанавливал для этого срок, равный одному году. Последние изменения сократили этот период до 90 дней. Соответственно, возможность собственника оспорить аннулирование сокращено.

Решение муниципалитета об изъятии действительно в течение трех лет. Если за этот срок процедура не начнется, то решение потеряет юридическую силу.

Сама процедура довольно длительная. Чаще всего она занимает не менее полугода.

Какие положены компенсации

Расчет компенсационных выплат за изъятие надела регламентирован в ст. 56.8 ЗК РФ. Для расчета используется рыночная стоимость отчужденной земли. Она определяется профессиональными оценщиками. Услуги специалистов оплачиваются муниципалитетом.

При расчете размера компенсационной выплаты учитываются:

  • рыночная стоимость, если участок находится в собственности или рыночная стоимость прав, если речь идет о бессрочном пользовании или владении;
  • рыночная стоимость строений, расположенных на земельном участке;
  • убытки, возникающие в результате аннулирования права собственности;
  • упущенная выгода.

При определении размера компенсационной выплаты не будут учтены:

  • постройки и неотделимые улучшения, которые были сделаны без разрешения от муниципалитета;
  • неотделимые улучшения участка и построек на нем, сделанные после уведомления об изъятии;
  • постройки, возведенные после получения уведомления об изъятии (исключение – если разрешение на строительство было выдано ранее);
  • постройки, возведение которых не подразумевает получения специального разрешения и возведенные после уведомления об изъятии;
  • сделки, которые владелец заключил после получения уведомления.

Если изъятию подлежит только часть земельного участка, то объем компенсационной выплаты уменьшается пропорционально доли, которая остается у собственника. Размер компенсации устанавливается не позднее, чем за два месяца до оформления соглашения о переходе прав.

Что такое резервирование земель муниципалитетом

Термин «резервирование земель» относительно новый для законодательства РФ. Эта процедура регламентированы ст. 56.1 и ст. 70.1 ЗК РФ, а также Постановлением Правительства РФ № 561 от 22 июля 2008 года.

Как правило, резервирование проводится для последующего изъятия участка. Иными словами, эти процедуры – этапы одного процесса, цель которого заключается в изменении права собственности на землю. Однако, следует отметить, что резервирование не относится к числу обязательных процедур при изъятии земельных участков.

Территория будет считаться зарезервированной при наличии следующих условий:

  • решение, принятое уполномоченным органом власти;
  • наличие утвержденной схемы участка;
  • проведена государственная регистрация ограничения прав на участок в Росреестре.

Что может быть ограничением прав? Под этим понятием подразумевается запрет на любое строительство, даже если оно соответствует целевому назначению надела, а также запрет на оросительные, мелиоративные и прочие мероприятия.

После установления ограничения срок аренды или сервитута не может превышать период резервирования. Использование такой земли в других целях допускается до момента его изъятия.

Максимально допустимые сроки резервирования составляют:

  • 3 года – в случае, когда право собственности переходит государству или муниципальному образованию;
  • 2 года – для земли, изымаемой с целью создания особой экономической зоны;
  • 20 лет – для участков, которые находятся в собственности у государства, а цели изъятия при этом не связаны с созданием или реконструкцией автомобильных дорог.

Процедура резервирования и дальнейшего отчуждения – длительный процесс, требующий соблюдения всех законодательных норм.

При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

Теперь вы знаете, как происходит изъятие земельного участка для муниципальных нужд. При выявлении нарушений этой процедуры или при отсутствии существенных оснований обращайтесь в суд.

Источник: https://estatelegal.ru/zemelnoe-pravo/voprosy-po-zemle/izyatie-uchastka/

Изъятие земельных участков у граждан: новый порядок – новые проблемы?

Основания и порядок изъятия земельных участков

В некоторых случаях принадлежащий гражданину земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд.

Речь идет о ситуациях, когда именно в месте нахождения участка необходимо, например, проложить трассу федерального или регионального значения или протянуть линии электропередач (ст. 49 Земельного кодекса РФ).

При этом государство обязано возместить собственнику изымаемого участка его рыночную стоимость, понесенные убытки и упущенную выгоду. 

1 апреля вступил в силу закон, в котором содержатся изменения существующего ранее порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ).

Если прежде в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм, определяющих процедуру изъятия земельных участков, то теперь в нем появилась целая глава, посвященная данному вопросу (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ).

Государство аккумулировало опыт изъятия земельных участков, полученный при застройке Новой Москвы, организации Олимпиады в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке.

Для реализации этих проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земель.

Теперь этот опыт распространен на всех участников земельных отношений, и, например, при строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань и развитии транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

Основания изъятия земельного участка 

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ознакомиться с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите “Изменения в документе”, а в нем – “Обзор изменений”.

Как и до поправок, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления (п. 3 ст. 279 ГК РФ).

Но с 1 апреля в Земельном кодексе РФ появилась новелла – теперь данные органы могут принять решение об изъятии не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Перечень таких организаций впоследствии будет определен Правительством РФ.

При этом ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ). Эта поправка вызывает у экспертов опасения.

Так, специалист по недвижимости и земельным отношениям юридической фирмы “Тимофеев/Черепнов/Калашников” Мария Горина опасается, что нововведение может привести к смещению баланса интересов с граждан в сторону крупных компаний, в собственность которых перейдет земельный участок, и ущемить интересы правообладателей.

Это действительно может произойти, поскольку перечень оснований для отказа в удовлетворении ходатайства носит формальный характер (отсутствие схемы расположения участка, обращение к органу, который не уполномочен решать этот вопрос и т. п.) и при этом является закрытым (п. 9 ст. 56.4 Земельного кодекса РФ).

Выявление правообладателей изымаемого земельного участка 

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит.

Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков.

Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Партнер юридической фирмы “АВЕЛАН” Сергей Казинец замечает, что законом не определены последствия игнорирования госорганом своей обязанности сделать запросы о розыске собственников изымаемого участка.

“Есть вероятность, что подобные нарушения не будут рассматриваться как безусловное основание для признания недействительным решения об изъятии”, – предполагает Сергей Казинец. Скорее всего, в этом случае будет действовать общее правило: владельцы земли, которые не были выявлены до ее изъятия, смогут потребовать только компенсации за участок за счет средств бюджета или за счет средств организации, которой он был передан. Возможность возврата земли при этом исключена (п. 11 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Юрист девелоперской компании “Сити-XXI век” Василий Шарапов предупреждает, что у граждан, чьи участки были оформлены в собственность до 1998 года [года вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. – Ред.], могут возникнуть проблемы.

“Сведения по таким объектам в государственных реестрах не значатся, поэтому выявить правообладателей этих участков будет сложно. Исключение составляют лишь земельные участки, собственники которых сами заявили о них в Росреестр (например, если такая недвижимость была объектом сделок, требующих совершения акта государственной регистрации).

В случаях, если правообладатели участков так и не будут найдены, новое законодательство предоставляет властям возможность признать право публичной собственности на такую недвижимость в судебном порядке.

После удовлетворения искового требования мы получим юридический казус – на одну недвижимую вещь будут претендовать два собственника”, – рассуждает Василий Шарапов.

Все эксперты портала ГАРАНТ.РУ сошлись во мнении, что собственникам земли, права на которую были оформлены до 1998 года, стоит проверить наличие сведений о праве на земельный участок в ЕГРП. Для этого гражданин может направить запрос в Росреестр о правах на имеющиеся у него объекты недвижимости.

Сделать это можно лично, через представителя, почтовым направлением (в этом случае подпись заявителя и верность копий прилагаемых документов должны быть удостоверены нотариально), через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр, а также путем заполнения формы на сайте Росреестра. В последнем случае за запрос необходимо будет заплатить 250 руб.

, во всех остальных – от 500 (если запрос охватывает один округ) до 1500 руб. (51 и более округов) (приказ Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г. № 650, приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2012 г. № 58).

Ответ ведомство должно дать в течение пяти рабочих дней с момента поступления запроса – причем как в виде бумажного документа, так и в электронной форме по выбору гражданина, о чем необходимо указать в запросе (п. 2, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г.

№ 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Если регистрация прав по каким-либо причинам затруднительна, необходимо регулярно изучать официальный сайт своего муниципалитета, на котором размещаются документы территориального планирования и проекты планировки территории, а также сайт региона.

При своевременном получении информации о предстоящем изъятии правообладатель сможет в срок подать заявление об учете прав на земельные участки (подп. 4 п. 5 ст. 56.

5 Земельного кодекса РФ), а также оспорить в дальнейшем действия властей, если это понадобится.

Решение об изъятии земельного участка 

После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п. 4 ст. 56.

6 Земельного кодекса РФ). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая.

В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе “электронки” – то со дня опубликования решения об изъятии).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Цена изъятого земельного участка 

На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”).

При этом возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода.

В случае, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, также не будет возмещена (п. 2, п. 8 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости. 

Соглашение об изъятии недвижимости 

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества.

Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Собственник изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо в организацию, которая ходатайствовала об изъятии (п. 8 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Если же владелец земли не согласен с условиями соглашения, он может отказаться от его подписания или представить альтернативные предложения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.

Например, это может быть договор купли-продажи, в котором содержатся сведения о цене, если участок был приобретен недавно. А коммерческий директор холдинга Кирилл Упатов советует в подобных ситуациях проводить независимую оценку стоимости земли и прикладывать к предложениям ее результаты.

Партнер компании “Найдем Адвоката” Снежана Мальфанова напоминает, что правообладатель проводит такую экспертизу самостоятельно и за собственный счет.

Если уполномоченный орган согласится с этими доводами, размер возмещения может быть увеличен – правда, если изъятие проводится по ходатайству организации, орган должен будет согласовать это изменение с ней (п. 11 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

В случае, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает проект соглашения об изъятии более 90 дней со дня его получения, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Рассмотрев представленные сторонами доводы, суд решит, проводить принудительное изъятие участка или нет. Напомним, ранее собственник должен был быть уведомлен о предстоящем изъятии участка не менее чем за год. В новой редакции Земельного кодекса РФ это правило отсутствует.

Таким образом, с 1 апреля срок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд сократился в четыре раза.

Безусловно, теперь масштабные проекты будут реализовываться быстрее. Однако эксперты подчеркивают, что в результате поправок баланс интересов сместился в сторону государства.

“Граждане и ранее сталкивались с изъятием как с неким фактом, с которым уже нельзя ничего нельзя сделать.

С упрощением процедуры и уменьшением сроков согласования положение собственников может стать еще хуже”, – предостерегает Сергей Казинец.

***

В настоящее время практика изъятия земель по новым правилам еще не сложилась, однако редакция портала ГАРАНТ.РУ будет следить за ее развитием.

Источник: https://www.garant.ru/article/621824/

Изъятие земельного участка. Основания для изъятия. Постановка на государственный кадастровый учет изымаемого участка

Основания и порядок изъятия земельных участков

1. Для государственных или муниципальных нужд.
2. Изъятие в целях комплексного развития территории.
3. Изъятие при ненадлежащем использовании участка.
4. Изъятие земельного участка в порядке реквизиции.
5. Конфискация земельного участка.
6. Пример из практики.

Заключение

1. Для государственных или муниципальных нужд.

Согласно статье 49 ЗК РФ, земельные участки изымаются для государственных или муниципальных нужд в исключительных случаях.

Решения об изъятии участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления.

В данном случае, должен быть осуществлен выкуп имущества. Выкуп производится за счет Российской Федерации, соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.

Зависит это от того, для чьих нужд изымается земельный участок.

Орган, принявший такое решение обязан уведомить правообладателя земельного участка в письменном виде, не менее чем за год, до предполагаемого изъятия Данное решение, обычно, выносится в форме постановления. В течение этого времени, собственник сохраняет право на владение, продажу, сдачу в аренду и любое другое разрешенное использование участка.

При наличии согласия правообладателя, в соглашении об изъятии, в порядке, которые определены законодательством, может быть предусмотрено предоставление ему другого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества, с зачетом стоимости такого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый участок.

Размер возмещения зависит от рыночной стоимости земельного участка, а также включает в себя убытки, причиненные изъятием такого участка, в том числе упущенную выгоду.

Отметим, что если одновременно с изъятием земельного участка изымаются расположенные на нем и принадлежащие правообладателю данного участка объекты недвижимости, то в возмещение включается и рыночная стоимость таких объектов.

Условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка, определяются соглашением об изъятии такого участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Если же соглашение об изъятии земли не достигнуто – производится принудительное изъятие. Для государственных или муниципальных нужд принудительное изъятие допускается, если соблюдено условие предварительного и равноценного возмещения. Но при этом сроки, размер возмещения и другие условия уже определяются судом.

Необходимо отметить, что право собственности на изымаемый земельный участок у собственника прекращается.

2. Изъятие в целях комплексного развития территории.

Такое изъятие участка может быть произведено, если он расположен в пределах территории, в отношении которой было принято решение о комплексном развитии и заключен договор о комплексном развитии территории. В таком случае решение об изъятии принимает орган местного самоуправления. Основанием будет являться утверждённый проект планировки территории и проект межевания территории.

Орган местного самоуправления в течении 7 рабочих дней с даты принятия такого решения направляет его копию и проект соглашения об изъятии правообладателю такого участка. Соглашение должно содержать выкупную цену изымаемого имущества и размер убытков, подлежащих возмещению в связи с таким изъятием.

Если же правообладатель не заключает соглашение в течение месяца со дня предоставления проекта соглашения, изъятие земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости происходит в принудительном порядке через суд.

В этом случае денежные средства в счет возмещения за изымаемый участок и расположенные на нем объекты, в течение семи дней со дня вынесения решения суда, перечисляются лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, на банковский счет правообладателя земли.

Решение суда об изъятии земли в целях комплексного развития территории подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано только в части размера возмещения за изымаемый участок.

3. Изъятие при ненадлежащем использовании земельного участка.

Кроме изъятия для государственных нужд, земельный участок может быть изъят, если Вы используете его не по целевому назначению или использования с нарушениями законодательства.

Например, если использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, либо причиняет вред окружающей среде. Или изъять участок могут, если он предназначен для жилищного или иного строительства и не используется для этих целей в течение трех лет.

Согласно статье 286 ГрК РФ, орган государственной власти или местного самоуправления, который уполномочен на принятие решения об изъятии земельного участка и порядок обязательного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

Если собственник участка письменно уведомляет принявший решение об изъятии земельного участка орган, о своем согласии исполнить такое решение, то участок подлежит продаже с публичных торгов.

Если же собственник земли не согласен с решением об изъятии, то орган, который принимает решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже такого земельного участка в суд.

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника регулируется статьей 5 № 101 – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением участка, который является предметом ипотеки и участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, также принудительно может быть изъят в случае, если в течение трех и более лет подряд (с момента выявления неиспользования участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства), такой участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

4. Изъятие земельного участка в порядке реквизиции.

Еще одной причиной возможного изъятия является изъятие в порядке реквизиции. Это означает изъятие государством имущества у собственника с выплатой ему стоимости имущества.

Это возможно только в чрезвычайных случаях – стихийных бедствий, эпидемий, аварийных ситуаций, эпизоотий и при иных обстоятельствах.

Стоит отметить, что в таком случае, изъятие будет временным, а если изъятый участок будет невозможно вернуть, то собственнику выплатят его рыночную стоимость или по его желанию предоставят равноценный участок в другом месте.

Регулируется такое изъятие статьей 51 Земельного кодекса РФ.

Факт реквизиции участка должен быть подтвержден документально. Исполнительный орган государственной власти, который принимает такое решение о реквизиции участка должен выдать документ, который имеет важное значение.

Он гарантирует собственнику реквизированного участка право требовать возврата ему этого участка или выплат. Юридическим основанием иска в таких случаях могут служить ст.

301 ГК РФ (истребование имущества из чужого незаконного владения).

5. Конфискация земельного участка.

Земельный участок может быть безвозмездно изъят у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления, то есть конфискован.

Принудительно забрать земельный участок могут только у физического либо юридического лица, являющихся собственниками данной территории. Конфискация в одной ситуации является основной мерой наказания, а в других случаях дополнительной санкцией в зависимости от тяжести совершенного преступления.

Конфисковать могут землю в случае:

1. взыскание на участок по имеющимся обязательствам;2. отчуждение участка в том случае, если он не принадлежит гражданину на законных основаниях;3. нарушение закона;4. использование не по целевому назначению;

5. эксплуатация земли без необходимых агротехнических процедур.

Конфискация участка может быть осуществлена только после принятия судебного решения. Данная мера против: хищения, мошенничества, незаконной коммерческой деятельности, в соответствии со статьей 104.1 Уголовного кодекса РФ.

После официального изъятия участка, площадь будет продана на торгах. В рамках передачи земли другому собственнику осуществляется процедура переоформления всех прав.

6. Пример из практики.

Рассмотрим межевой план, который подготовила наша Компания с целью постановки на учет изымаемого земельного участка. Он был подготовлен в результате образованием земельного участка путём раздела земельного участка.

(в связи последующим изъятием земельного участка для нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами), на основании Приказа об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователей.

Среди документов, обязательным приложением является, в данном случае, Постановление органов местного самоуправления.

Заключение

Изъятие земли начинается с выявления собственника или правообладателя такого земельного участка. Для этих целей орган, который принимает решение об изъятии участка, направляет запрос в Росреестр, для получения необходимых сведений.

Если запрос не имеет результатов, то направляют запрос в архивы, органы государственной власти или органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться необходимые сведения, а также к возможным, предполагаемым правообладателям изымаемых участков.

Кроме этого, поиски собственников ведутся посредствам размещения объявлений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах. Публикуются такие объявления не менее, чем за 60 дней до принятия решения.

Скорее всего, в этом случае будет действовать общее правило: правообладатели земельных участков, которые не были выявлены до процедуры изъятия, смогут потребовать только компенсацию за свой участок за счет средств бюджета или за счет средств организации, в пользу которой он был изъят и передан. Согласно пункту 11 статьи 56.5 Земельного кодекса РФ, возможность возврата земли при этом исключена.

Если правообладатели изымаемого земельного участка не был найден, то уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, которые расположены на изымаемом земельном участке.

Если у вас есть вопросы или Вам необходимо подготовить межевой план для постановки на государственный кадастровый учет изымаемого участка, Вы можете обратиться в «Региональный кадастровый центр». Мы постараемся Вам помочь.

Источник: https://rkc56.ru/articles/3767

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.