Какой способ управления многоквартирным домом лучше

Содержание

Способы управления многоквартирными домами

Какой способ управления многоквартирным домом лучше

Вместе с правом иметь собственное имущество, физические и юридические лица обязаны содержать его в надлежащем состоянии с тем, чтобы эксплуатация этого имущества не нанесла вред состоянию здоровья или собственности как самого владельца, так и других лиц.

Для этого совместная собственность подлежит постоянному управлению.

В ЖКХ под понятием управление жилым помещением подразумеваются действия, нацеленные на создание благополучной и безвредной обстановки проживания граждан, куда входит содержание общедомовой собственности, включает решение вопросов эксплуатации систем коммуникаций и оказания коммунальных услуг. Существует несколько способов управления МКД. Суть, правовую базу, порядок реализации, положительные и отрицательные стороны, особенности каждого варианта управления рассмотрим подробнее.

Законодательная база

Порядок эксплуатации МКД регламентируется правилами управления многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 416 от 15  мая 2013г. Второй правовой документ, регулирующий способы домоуправления, является Жилищный Кодекс. Согласно статьи, ч. 3 ст.

161 ЖК РФ, жилое здание может управляться только одной организационной структурой. Владельцы помещений МКД не могут отказаться от реализации функций распоряжения совместной собственностью. Законодательно все возможные пути управления МКД закреплены ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ.

Порядок деятельности избранного способа подробно расписан в ст. 162–164, разделах V, VI ЖК РФ.

Виды организации управления МКД

Жилищное законодательство предусматривает три способа управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников, опираясь на свое решение, выбирает способ эксплуатации и может пересмотреть его в любое время.

Обладатели квартир в новостройке также обязаны принять совместное решение о схеме обслуживания и контроля за состоянием здания. Жильцам даётся 6 месяцев на принятие соответствующего решения.

Если в течение отведённого срока не определена форма управления имуществом, местные власти организуют отбор управляющей компании методом открытого конкурсного сбора заявок (ч. 4 ст. 161 ЖК РФ).

Непосредственное управление

Отказ от привлечения к эксплуатации объекта третьих лиц выражается в необходимости осуществления этих функций собственниками самостоятельно. Для организации самостоятельного содержания существует ограничение – в здании не должно быть более 30 квартир.

При вышеуказанном способе эксплуатации договоры на содержание и ремонт дома подписывают опираясь на решение общего собрания собственников. При этом все или большая часть владельцев квартир выступают как одна сторона подписываемых договоров.

Договорные отношения по оказанию коммунальных услуг оформляются каждым собственником от своего имени.

На общем собрании жильцов одного из собственников или другое лицо можно наделить правом распоряжения общим имуществом от имени всего дома. Для этого на уполномоченного оформляется в письменном виде не нотариальная доверенность, подписанная большей частью собственников. Когда такой документ есть — контракты от имени всего дома может заключать доверенное лицо.

Непосредственное управление сложный в практике организации, но достаточно простой по структуре тип эксплуатации.

Органы местного самоуправления не лояльны к такой форме администрирования, потому что уголовную и административную ответственность в случае каких-либо нарушений несут все жильцы в равной степени.

На практике это значит, что наложить штраф ГЖИ и назначить ответственного за нарушение практически невозможно.

В больших домах такой способ эксплуатации невозможен, к управлению придется привлечь юридическое лицо.

Управление через ТСЖ

Общее собрание может сделать выбор в пользу создания ТСЖ (Товарищество Собственников Жилья). Такая организация является юридическим лицом, имеющим правовую форму товарищества собственников недвижимости (ТСН).

Товарищество представляет интересы определённого дома или группы домов, связанных между собой общими коммуникациями (например, общий транзитный водопровод). ТСЖ имеет статус юридического лица и создаётся специально под управление зданием и не может заниматься сторонними вопросами и какой-либо предпринимательской деятельностью.

Все договоры с коммунальщиками заключается от лица ТСЖ, подписывает их председатель. Созданная структура несёт ответственность перед собственниками жилья по всей строгости закона. Товарищество уполномочено самостоятельно организовывать, контролировать и выполнять работы, либо силами штатных сотрудников, либо силами подрядчиков.

Допускается, что на ТСЖ будут возлагаться только функции организатора и контролёра. В этом случае руководство товарищества заключает контракты на эксплуатацию с подрядчиками и не имеет собственного штата. При этом ответственность перед жильцами за качество работ также несёт ТСЖ.

Эксплуатация управляющей компанией

Способ управления домов с привлечением профессиональной УК наиболее распространен. Этот способ так же поддерживается органами местного самоуправления как наиболее управляемая структура.

УК, как и ТСЖ, организует процесс поддержания жилищного фонда на должном уровне привлекая подрядные организации или используя собственный штат.

Компания полностью обеспечивает ход процесса, неся ответственность за результат перед собственниками помещений.

Какой вариант предпочтительнее

Способ управления выбирается исходя из возможностей собственников к организации процесса. Если среди жильцов найдутся инициативные граждане, которые способны собственноручно создать товарищество, вести все вопросы, связанные с ЖКХ, то такой вариант индивидуального управления в качестве оптимального выбора исключать нельзя.

Плюсы ТСЖ:

  • более качественное обслуживание, чем при любом ином способе управления
  • низкие сметы на эксплуатацию и ремонт
  • высокая вовлеченность жильцов в процесс эксплуатации имущества
  • при надлежащей настойчивости и расторопности председателя дом можно проводить по городским программам благоустройства и ремонтов.
  • прозрачность финансового баланса дома и отчетность перед жильцами

Минус ТСЖ:

  • низкая компетентность штатных специалистов или их отсутствие
  • отсутствие собственной материальной базы
  • высокие расходы на аппарат управления
  • низкая финансовая стабильность в случае ошибок в тарифообразовании

Передача дел в ведение УК — оптимальный вариант для управления крупным городским домом. Жителям не потребуется отвлекаться от собственных забот, регулярно участвовать в решении специфических вопросов. Это компетенция компании-управленца. Такой вариант признаётся удобным, необременительным для большинства владельцев квартир.

Плюсы УК:

  • высокая компетентность штатных специалистов
  • финансовая устойчивость
  • собственная материальная база
  • высокая интегрированность с ресурсоснабжающими организациями

Минусы УК

  • высокие тарифы
  • низкое качество обслуживания
  • медленная реакция на изменения происходящие с домом
  • более высокий уровень дебиторской задолженности по дому
  • непрозрачность финансового баланса дома и неполная отчетность перед жильцами

Самоуправление МКД организуют редко. Это связано с низкой эффективностью такого типа распоряжения имуществом, высокой ответственностью, лежащей на самих владельцах помещений, отсутствием у собственников свободного времени. Все это не располагает к подобному выбору.

Плюсы:

  • нет расходов на управленческий аппарат
  • техобслуживание и уборка дома может проводиться силами жильцов
  • низкие сметы на выполнение всех работ
  • каждый отвечает только за свои долги по коммунальным ресурсам

Минусы:

  • очень низкая управляемость
  • низкая компетенция жильцов в опросах ЖКХ
  • невозможно использовать дотации Фонда содействия реформированию ЖКХ  на капитальный ремонт
  • нет единого ответственного по какому-либо из вопросов

Порядок выбора формы управления МКД

Определиться с алгоритмом эксплуатации МКД обязательно всем собственникам помещений. После сдачи в эксплуатацию нового дома застройщик в срок не более 5 календарных дней привлекает для эксплуатации максимальным периодом в 20 дней эксплуатирующую организацию. За это время новоселы должны выбрать одни из способов управления.

Фактами, подтверждающими отсутствие выбранного варианта управления, на практике считаются:

  • владельцы не подписали контракт на содержание и ремонт общего имущества
  • отсутствует свидетельство о регистрации ТСЖ
  • отсутствует договор с УК 

Если выбор варианта обслуживания дома жильцами не сделан, органы местного самоуправления (администрация района или города) по истечении 20 дней с момента сдачи дома организуют проведение конкурса, в рамках которого определяется компания с которой заключается договор управления от имени жильцов дома. Конкурс длится не более чем 40 календарных дней. По результатам отбора до жильцов доводят сведения о результатах мероприятия. После завершения конкурса отводится 2 месяца на оформление договора с победившей компанией или законно оформить иное решение жильцов.

Также граждане могут в любое время пересмотреть способ эксплуатации здания. Правом определения способа наделяется общее собрание жильцов.

Для изменения инициативной группой организуется ание, результатом которого является выбор одного из трех способов управления. Выбор считается законным если положительно проало не менее 50% собственников.

Документальным подтверждением считается надлежащим образом составленный протокол о выборе способа управления мкд.

Порядок оформления протокола

Решение общего собрания владельцев, особенно по повестке требующей подтверждения законной силы, необходимо надлежащим образом оформить протоколом. Проводится оно в очно-заочной форме. Важно знать, что включается в перечень обязательных параметров протокола. Необходимо содержание следующих позиций:

  • номер, дата, количество собравшихся, точный адрес объекта
  • повестка дня с перечнем вопросов
  • решение по каждому из вопросов повестки с указанным число «за», «против»
  • подписи уполномоченных лиц (председатель, секретарь)
  • Дополнительно прописывается утверждённое решение

Образец протокола общего собрания

Собственникам жилья любого МКД важно иметь понятие об управленческих функциях, порядке их осуществления. Выбор предстоит делать каждому. Подходить к процессу принятия решения необходимо взвешенно и серьезно, так как нет ничего более важного, чем те условия в которых мы живем.

Источник: https://m2keep.ru/upravlenie-mkd/sposoby-upravleniya-mkd

Управление многоквартирным домом: какой способ лучше?

Какой способ управления многоквартирным домом лучше

Статья в газете “Время, события, документы” за 25.01.2012 г.

В силу своей работы я часто общаюсь с людьми, проживающими в многоквартирных домах. Приходится констатировать, что жильцы практически не обладают информацией о своих правах и обязанностях.

Я сам проживаю в многоквартирном доме, поэтому хотелось бы поделиться информацией с другими жильцами, а особенно с домкомами и председателями ТСЖ.

Вступивший в силу пять лет назад Жилищный кодекс РФ предусматривает три способа (формы) управления многоквартирными домами: 1) непосредственное управление многоквартирным домом; 2) управление многоквартирным домом товариществом собственников жилья (ТСЖ); 3) управление многоквартирным домом управляющей компанией.  

 Непосредственное управление многоквартирным домом
При избрании этого способа управления собственники многоквартирного дома становятся подобно хозяевам индивидуального жилья и должны напрямую заключить договоры с коммунальными организациями, «Энергосбытом», «Водоканалом», «Теплосетями», «Спецавтохозяйством» и т.д.

Поставщики коммунальных услуг обязаны доставлять коммунальные ресурсы до установленных в доме границ ответственности (общедомовые приборы учета воды, тепла, электричества), а не в квартиры.

При этом жильцы должны выбрать ответственного за дом, который от имени собственников квартир всего дома на основании нотариально заверенного протокола общего собрания жильцов, в котором будут указаны его полномочия, заключит указанные договоры с ресурсоснабжающими организациями.

Он будет нести ответственность за выполнение обязательств по оплате поданных коммунальных ресурсов в многоквартирный дом. Обслуживание жилья осуществляется либо силами самих собственников, либо привлеченных подрядных (специализированных) организаций.

В домах, избравших такой вариант, не предусмотрено выполнение капитального ремонта за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ (когда 95% средств выделяется государством, 5% – жильцами). Такая форма управления является эффективной только тогда, когда многоквартирный дом новый, небольшой – от 8 до 12 квартир.

При этом жильцы должны отличаться высокой сознательностью, чувством ответственности как у собственника, а не принимать позицию квартиранта. Считаю, что такой способ управления в г. Моздоке неприемлем по причине того, что в наших домах нет специалистов, готовых взять на себя эти заботы.

А если есть, то вряд ли они будут заниматься этим бесплатно, а собственники вряд ли готовы назначить достойную зарплату. Таким образом, непосредственное управление при отсутствии грамотных специалистов приведет к развалу инженерных сетей многоквартирного дома ввиду ненадлежащего обслуживания, накоплению долгов перед поставщиками коммунальных ресурсов и как следствие – прекращению комфортного и безопасного проживания жильцов.

Управление многоквартирным домом товариществом  собственников жилья (ТСЖ)
Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах – распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. В отличие от других способов управления многоквартирным домом необходимо, чтобы решение о создании товарищества собственников жилья было принято более чем 50 процентами от общего числа собственников помещений в таком доме (п. 3 ст. 135 и п. 1 ст. 136 ЖК РФ). Тогда как для других способов управления необходимо превышение 25% от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме. В ТСЖ может входить как один многоквартирный дом, так и несколько. ТСЖ регистрируется в форме юридического лица, имеет свои название, устав, печать и штат работников, состоящий из председателя, бухгалтера и нескольких работников, обычно являющихся собственниками жилья. Одним из недостатков при выборе этого способа управления является высокий уровень расходов на содержание штата. (Представьте себе средний дом из 60 квартир, который должен содержать вышеуказанный штат.) При ТСЖ предусмотрено участие в программе по выполнению капитального ремонта за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ (когда, напомним, 95% средств выделяется государством, 5% – жильцами).
ТСЖ – это юридическое лицо, а при проверке деятельности юридического лица проверяющими организациями в случае обнаружения нарушений товарищества привлекаются к административной ответственности. За выявленные нарушения Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрены повышенные штрафы – от 20000 до 50000 рублей, а по некоторым статьям – от 200000 до 500000 рублей. Я думаю, что в случае обнаружения нарушений вряд ли у ТСЖ останутся средства для обслуживания мест общего пользования дома, а на ТСЖ как юридическом лице нужно поставить крест. ТСЖ Моздока в большинстве случаев носят формальный характер, и, думаю, вряд ли соответствуют стандартам, установленным законом, а именно: имеют штат, состоящий из председателя, бухгалтера и нескольких специалистов, расчетный счет, открытый в банке. Добавьте сюда наличие спецтехники, которая в настоящее время стоит весьма недешево. При указанной форме управления жильцы должны перечислять денежные средства за жилые помещения и на содержание общего имущества своего дома на расчетный счет ТСЖ. Товарищество собственников жилья в силу закона является исполнителем коммунальных услуг. Его председатель, в свою очередь, от имени ТСЖ должен заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг (п.п. 4, 6 ст. 148, п. 2 ст. 149 ЖК РФ), так как в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» потребителями товаров и услуг в сфере электро-, тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья. При создании ТСЖ жильцы многоквартирного дома так же, как и при непосредственной форме управления, должны отличаться высокой степенью сознательности и ответственности.

Управление многоквартирным домом управляющей компанией
Управление домом можно поручить управляющей организации, что является неплохой альтернативой двум другим способам управления. Такой способ предполагает управление домом на профессиональной основе с установлением мер ответственности за некачественное управление.

При выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений в многоквартирном доме заключают с выбранным управляющим договоры управления, в которых должно быть указано: состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
В соответствии со ст. 780 ГК РФ (если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг) исполнитель (управляющая организация) обязан оказывать услуги лично. То есть, управляющая организация либо сама оказывает часть жилищно-коммунальных услуг по договору управления многоквартирным домом, либо является посредником между собственниками помещений в доме и поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
Думаю, что эффективной схемой управления многоквартирными домами в Моздоке является создание ТСЖ (для возможности участия в программе капитального ремонта за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ) с обязательной передачей всех полномочий от ТСЖ к управляющей компании, поскольку только специализированная организация со своим штатом специалистов и спецтехникой может выдержать ту нагрузку, которая несет на себе управление многоквартирными домами. Но хотелось бы отметить, что управляющие компании должны принять на себя все функции управления домом, а не перейти в разряд обслуживающей организации, заключив договор обслуживания (а не управления) многоквартирного дома, в котором оставляют себе только услуги, которые приносят легкие деньги. При этом отказываются от оказания ответственных услуг, таких, как предоставление коммунальных услуг, «сбросив» их на плечи председателей ТСЖ, как правило, не имеющих опыта и знаний решения таких вопросов. Более того, такие организации не участвуют в снижении потерь энергоресурсов в инженерных сетях дома, ведь они не предоставляют коммунальные услуги, а следовательно, не несут ответственности за их утечку. При этом на собраниях жильцов многоквартирных домов представители обслуживающей организации вводят последних в заблуждение, пугая, что если обслуживающая организация возьмет на себя эти услуги, то их тарифы на обслуживание поднимутся. Но отказываясь от этой части услуг, жильцы многоквартирного дома отказываются и от проводимых работ по снижению потерь энергоресурсов в инженерных сетях их дома, которые как следствие ложатся на плечи жильцов, что выходит гораздо дороже. Как гласит народная мудрость, скупой платит дважды. И остается без ответа самый часто задаваемый вопрос – кто должен устранять и снижать потери энергоресурсов в наших домах? Ведь с ресурсоснабжающими организациями все равно придется рассчитываться, исходя из показаний общедомовых приборов учета, следовательно, эту работу надо проводить. Считаю, что позиция председателей ТСЖ при подписании договоров с обслуживающими и управляющими организациями должна быть однозначной – обязательное условие об оказании услуги, в которую входят: контроль, расчет и начисление потребленных коммунальных ресурсов, исходя из показаний общедомовых приборов учета.
В этой части считаю необходимым участие АМС города, поскольку жильцы многоквартирных домов не обладают специальными и юридическими познаниями при заключении договоров, а юристы администрации могли бы помочь в создании таких договоров и принять участие при их заключении в целях защиты прав и интересов жильцов многоквартирных домов.
В. АНТОНЮК,
юрист.

Источник: http://xn----7sbgibrwmbrdcco7b.xn--p1ai/home/1-latest-news/435-upravlenie-mnogokvartirnym-domom-kakoj-sposob-luchshe

Способы управления МКД – МосТСЖ

Какой способ управления многоквартирным домом лучше

Управление МКД — согласованная деятельность собственников помещений по созданию и поддержанию благоприятных и безопасных условий проживания в этом доме, обеспечивающая надлежащее содержание ОИ, решение вопросов пользования этим имуществом, предоставление КУ гражданам, проживающим в этом доме. Управление домом осуществляется собственниками помещений самостоятельно или посредством выбора способа управления. Поэтому законодательством предусмотрены способы управления МКД, их всего три (ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, смотрите таблицу ниже):

  1. непосредственное управление собственниками помещений в МКД, количество квартир в котором составляет не более чем 30;
  2. управление ТСЖ либо специализированным потребительским кооперативом (ЖК, ЖСК);
  3. управление УО.

Таблица «Способы управления МКД»

Способы управления МКДОснования для признания способа управления МКД реализованнымНормативное обоснование
Непосредственный способ управленияБольшинство собственников в МКД заключили договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту ОИ с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельностиСтатья 164 ЖКРФ, абз. 2 пп. 2 п. 3 Правил проведения конкурса по отбору УО
Управление УОСобственники помещений в МКД, обладающие более чем 50% от общего числа собственников помещений в данном доме, заключили с избранной УО договор управления.В течение 30 дней УК приступила к исполнению обязательств, если иной срок не указан в договоре управления МКДЧасти 1, 7 ст. 162 ЖКРФ, абз. 4 пп. 2 п. 3 Правил проведения конкурса отбора УО
Управление ТСЖ, ЖК, ЖСКСобственники помещений в МКД направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для госрегистрации ТСЖ или ЖКАбзац 3 пп. 2 п. 3 Правил проведения конкурсов по отбору УО

Способы управления МКД — относится к компетенции общего собрания собственников помещений (далее — ОССП). Способ управления многоквартирным домом выбирается на ОССП и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение ОССП о выборе способа управления является обязательным для всех собственников в МКД (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).

Непосредственный способ управления

При этом способе управления ОССП выбирает организации для оказания услуг по содержанию и (или) для выполнения работ по ремонту ОИ. В качестве одной стороны заключаемых договоров выступают все или большинство собственников помещений в таком доме (ч. 1 ст. 164 ЖК РФ).

В отношениях с третьими лицами вправе действовать (ч. 3 ст. 164 ЖК РФ):

— один из собственников в доме, уполномоченный на эти действия решением ОССП;

— иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной ему в письменной форме всеми или большинством собственников помещений в доме.

https://www.youtube.com/watch?v=-vXrnIN36Sk

При выборе непосредственного управления МКД целесообразно выбрать:

  1. подрядные организации;
  2. совет МКД или уполномоченное лицо, которое будет действовать от имени собственников и в их интересах.

Коммунальные услуги предоставляются непосредственно РСО. Договоры поставки КУ каждый собственник заключает от своего имени (ч. 2 ст. 164 ЖК РФ).

Услуга обращения с ТКО предоставляется региональным оператором по обращению с ТКО (ч. 11.1 ст. 161 ЖК РФ) по отдельному договору с каждым собственником.

В обязанности РСО не входит содержание внутридомовых инженерных коммуникаций. РСО отвечает за поставки КУ надлежащего качества до границ ОИ и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения МКД. Договором собственников с РСО может быть определена иная граница ответственности (ч. 15 ст.161 ЖК РФ).

Ответственность перед собственниками помещений в МКД за содержание ОИ и предоставление КУ несут организации, с которыми у них заключены договоры (ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ).

МКД должно обеспечиваться подрядчиком на уровне, необходимом для предоставления КУ (ч. 16 ст.161 ЖК РФ).

Качество выполнения работ и оказания услуг должно соответствовать:

Управление МКД товариществом собственников жилья

Согласно ч. 2 ст.161 ЖКРФ ТСЖ является одним из способов управления многоквартирным домом. Создание, структура и деятельность ТСЖ регламентируются разд. VI ЖК РФ.

Преимущества ТСН (ТСЖ) заключаются в следующем.

Члены правления, в том числе председатель, — собственники помещений в вашем доме, которым не безразлично, в каком состоянии находятся крыша, инженерные коммуникации, лифты и другое общее долевое имущество.

ТСЖ обязано представлять законные интересы собственников помещений в МКД (ст. 137 Жилищного кодекса). А это значит, что, организовав ТСЖ в своем доме, вы никогда не останетесь один на один с проблемами.

Любой член ТСЖ имеет право не только знать, куда и как расходуются его средства, но и влиять на этот процесс, обеспечивая необходимое ему качество жилищных услуг, а через правление ТСЖ — и коммунальных.

Создание ТСЖ обеспечит надлежащее качество предоставляемых жилищных услуг просто потому, что вы сами будете контролировать выполнение работ и расходование денежных средств.

ТСЖ дает возможность заработать дополнительные средства, которые пойдут на повышение качества жизни в доме.

Дополнительные доходы в бюджет ТСЖ можно получить от сдачи в аренду ОИ, от дополнительно оказываемых услуг собственникам помещений (т.е.

тех, которые не входят в список основных услуг, оказываемых товариществом своим членам без взимания дополнительной платы (установка входных дверей, проведение ремонтных работ в квартире и т.д.)).

Членство в ТСЖ формирует сознание активных собственников, а значит, жильцы будут бережнее относиться к своему дому.

Принимая общие решения, вы, наконец, познакомитесь со своими соседями. А это полезно, в том числе с точки зрения безопасности.

Если вы проживаете в новостройке, то грамотное управление ТСЖ позволит еще много лет не задумываться о КР, открыть спецсчет для накопления взносов на капремонт.

Членство в ТСЖ позволяет перейти от решения проблем обеспечения жизнедеятельности дома к задачам улучшения качества и комфорта проживания.

Главное преимущество ТСЖ — при правильном выборе правления ТСЖ вы не только сами решаете, сколько средств вы будете тратить на обслуживание своего дома, но также можете быть уверены, что эти средства пойдут на решение проблем именно вашего дома.

Читайте статью «Как создать Товарищество собственников жилья»

Управление МКД управляющей организацией

Способы управления МКД завершает управление УО (управляющей организацией).

Для признания способа управления МКД управляющей организацией необходимо соблюдение следующих условий:

  1. собственники приняли решение о выборе способа управления МКД — управление УО;
  2. выбрали конкретную управляющую организацию;
  3. утвердили на собрании проект договора управления (с существенными условиями);
  4. собственники, обладающие более чем 50% от общего числа собственников в данном доме, заключили с избранной УО договор управления МКД (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ);
  5. в течение 30 дней УО приступила к исполнению обязательств, если иной срок не указан в договоре управления МКД (ч. 7 ст. 162 ЖК РФ).

УО — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или ИП, которые осуществляют деятельность по управлению МКД на основании лицензии (ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса).

УО — коммерческая организация, главной целью которой является извлечение прибыли от оказания услуг и (или) выполнения работ при управлении МКД.

Существуют следующие особенности управления УО (ч. 6.2, 13 ст. 155, ч. 1 ст. 157, ч. 2.3, 10, 10.1, 11 ст. 161, ч. 7, 10, 11 ст. 162 ЖКРФ):

Во-первых, УО несет ответственность перед собственниками:

  • за оказание услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание ОИ;
  • за предоставление КУ в зависимости от уровня благоустройства дома.

Во-вторых, УО обязана приступить к выполнению договора управления не позднее чем через 30 дней со дня его подписания.

В-третьих, УО получает плату за предоставленные КУ и осуществляет расчеты с РСО за поставленные коммунальные ресурсы и водоотведение, с региональным оператором за оказание услуг по обращению с ТКО.

В-четвертых, УО вправе давать предложения ОСС по перечню работ и услуг (управление МКД, содержание, текущий и капитальный ремонт ОИ) и по размеру соответствующей платы.

В-пятых, УО обязана отчитываться перед собственниками о выполнении договора управления за предыдущий год ежегодно в течение первого квартала текущего года и размещать отчет в ГИС ЖКХ.

В-шестых, УО обязана размещать в ГИС ЖКХ информацию о деятельности по управлению МКД.

УО несет ответственность за выполнение всех работ и оказание услуг в соответствии с положениями действующего законодательства и условиями договора управления. УО вправе осуществлять работы своими силами или с привлечением подрядных организаций и не вправе отказываться от заключения договоров с РСО и региональным оператором по обращению с ТКО (ч. 12 ст.161 ЖК РФ).

УО по своему усмотрению привлекает подрядчиков для выполнения работ. Соответственно, собственники в МКД не наделены полномочиями по выбору подрядчиков и определению условий, на которых привлекается та или иная подрядная организация.

Управлять МКД может только одна УО (ч. 9 ст.161 ЖК РФ).

В последнее время появилась возможность перехода собственников помещений на прямые договоры с РСО.

Авторы: О.Е. Фролова, С.С. Сохранов, С.А. Яременко и др.
М.: Редакция «Российской газеты», 2017

Способы управления МКД: инфографика

Источник: https://mostszh.ru/sposoby-upravleniya-mkd/

Способы управления многоквартирным домом

Какой способ управления многоквартирным домом лучше

Управление многоквартирным домом требует не только усилий и вкладов на ремонт и обслуживание, но и владения основами юридических знаний. Существует законы, касающиеся ЖКХ, и их численность ежегодно растет.

Трудно понять, что в этом потоке информации важно, а что нет, но это следует знать для отстаивания интересов жителей больших домов, а жизнь в них значительно различается от жизни в личном доме.

Чтобы решить проблемы в МКД, требуется регулярно собираться владельцам квартир, а способ управления многоквартирным домом выбирается жителями.

Виды управления домом

Согласно статьи 161 ЖК РФ есть три формы управления многоквартирным домом:

  • непосредственное;
  • управление многоквартирным домом ТСЖ или ЖСК;
  • управляющей компанией.

Они имеют как преимущества, так и недостатки. Это зависит от ситуации, которая сложилась в конкретном случае и от выбора собрания собственников. Виды друг от друга мало чем отличаются, каждый из них может быть выгодным и обеспечивающим права владельцев жилья.

Жилищное законодательство четко определяет меру вины за промахи руководящего лица компании, которая осуществляет управление многоквартирными домами. В любом случае жильцов обеспечивают и снабжением водой, и отоплением, и обслуживанием лестничных площадок и близлежащей территории.

Также необходимо оповещать граждан о действиях и планах управляющей организации.

Преимущества непосредственной формы

Главным плюсом такой формы управления заключается в том, что хозяева жилья не несут ответственность за деятельность управляющей компании, а все услуги, которые она предоставляет, выполняются ей полностью.

Также владельцы квартир не отвечают за неуплату взносов за ЖКУ другими жителями дома. А собственники жилого здания при этом сами выбирают управляющую организацию, напрямую, без посредников.

В такой ситуации они не платят за услуги и работы, которых нет в договоре.

Но у такой формы правления есть и минусы:

  • из бюджета не выделяются средства на ремонт;
  • как уже писалось выше, никто не контролирует проводимую работу, так как в законе нет “рычагов” для проверки;
  • составленный договор на предоставление услуг, например, вывоз мусора, должны подписать не менее пятидесяти процентов владельцев квартир. Если нет такого количества подписей, то договор признается недействительным.

Хоть услуги на поставку ресурсов и обслуживание недорогие, ремонт (внеочередной и капитальный) будет стоить недешево. К тому же, собственники никак не влияют на поставщиков услуг.

Управление ТСЖ и ЖСК

Различий управления многоквартирным домом ТСЖ и ЖСК нет никаких. Для реализации правления созывают собрание не менее двух раз в год и избирают председательствующего и правление. На председателя возлагают обязанности по организации сервиса следующих услуг:

  • уборку территории;
  • вывоз мусора;
  • оказание ЖКУ;
  • внеочередной и капитальный ремонт.

По закону за это несут ответственность правление и председательствующий, ведь на них остановили свой выбор голосующие. Если этого не происходит, то нужно обратиться в орган, который контролирует компании. За свою деятельность председатель получает деньги, поэтому должен полностью вкладываться в свое дело.

Различие между ТСЖ и ЖСК только единственное – ЖСК организуют в здании, которое возведено на деньги жителей. Граждане могут поменять способ управления на ТСЖ в многоквартирном доме или на управление управляющей организацией, а вот вернуться назад на форму управления домом ЖСК уже не выйдет. Поэтому перед сменой формы следует взвесить плюсы и минусы.

ТСЖ организуют в любом жилом доме или комплексе зданий, объединенных общими коммуникациями. Если большей части жителей не подходит эта форма, то на совете избираются управляющие компании, специализирующиеся на выполнении подобных работ.

Когда в МКД отсутствует достойный активист, который будет за это отвечать, но вносить изменения в вид управления многоквартирным домом жильцы не желают, то ТСЖ или ЖСК находят управляющую организацию и подписывают с ней соглашение на оказание ЖКУ, а форма управления многоквартирным домом остается прежней.

Управляющая компания, как форма управления

Сегодня управляющие организации выполняют обязанности по обслуживанию дома во всех городах страны. Подобная форма выгодна по многим причинам:

  • Под крылом управляющей организации можно собрать много жилых зданий, которые расположены в любом месте города.
  • Управляющая организация работает, чтобы получить больше дивидендов, вследствие этого об окладах всех служащих заботится она, для этого не надо созывать собрание владельцев и решать этот вопрос.
  • Управляющая организация договаривается о начале обслуживания и с ТСЖ, как способом управления многоквартирным домом, и с ЖСК. Также она может и напрямую управлять домом. Такой вид удобен при непосредственной форме управления жилым домом или, когда жильцы платят прямо поставщикам ресурсов.

Как заключать договор управления?

Перед тем как это сделать, следует провести собрание владельцев квартир и большим количеством выбрать подходящую форму. На совете также решают, какую сумму вносить за ремонт, содержание и обслуживание жилого здания, как использовать нежилые помещения и близлежащую территорию. Все насущные проблемы также выносятся на обсуждение.

Заключение такого договора служит основанием для проведения работ по обслуживанию и управлению многоквартирным домом товариществом собственников жилья и управляющей компанией.

При составлении следует подробно изучить пункты соглашения и только после подробного ознакомления его подписать. Выполняя работу, управляющая организация соблюдает действующее законодательство и заключенный контракт.

Поэтому рекомендуется четко излагать требования в договоре, чтобы избежать разночтений.

Управляющую организацию постоянно проверяют как контролирующие органы, так и сами обладатели жилых помещений. Владельцы квартир могут жаловаться на ненадлежащий сервис управляющей организацией, и она выполнит требования по предоставлению ЖКУ согласно жилищному законодательству.

После заключения договора с хозяевами квартир, управление жилым многоквартирным домом управляющей организацией возлагается на ее плечи, она предоставляет услуги, проводит ремонтные и прочие работы.

В обязанности компании входит содержание домового и придомового имущества в подобающем виде и его соответствие техническим стандартам и условиям.

Эти условия можно найти в российском законодательстве, которое обеспечивает целостность и сохранность жилого здания.

При подписании договора надлежит удостовериться, что в него вписаны требования по обслуживанию и управлению многоквартирным домом. Это нужно, чтобы жизнь в нем была комфортной. В форме договора видно, как его правильно составлять и какие подписи требуются для того, чтобы признать его законным. При оспаривании решения только этот документ обладает силой.

Как происходит управление домом

О порядке можно прочитать в правилах по реализации управления многоквартирного дома. Это есть в постановлении номер 416 Правительства РФ от 15 мая 2013 года. В этом документе установлены параметры управления многоквартирным домом, запросы к управляющим организациям, их права и обязанности по отношению к владельцам.

Также там можно узнать о том, как хранить техдокументацию и как отправлять ее в управляющую компанию, которую выбрали на смену действующей организации, как составлять договор на оказание услуг ЖКХ.

Управляющая организация информирует всех собственников о том, что она сделала, планах по предстоящим работам, предлагает тарифы на коммунальные услуги, организовывает аварийные и диспетчерские пункты.

Лицензирование управления многоквартирным домом

Сегодня на территории страны действует закон (статья 192 ЖК РФ) о лицензировании, который введен относительно недавно. В нем оговорено, что лицензию на управление многоквартирным домом, возможно взять лишь управляющая организация.

Такое нововведение принято после многих выявленных нарушений у компаний, которые недобросовестно выполняли свою работу. После жалоб собственников квартир такие организации лишают лицензии и лишают пожизненно на проведение работ по оказанию услуг жителям многоквартирных домов.

Также это сделано для того, чтобы несколько жилых зданий не могли управляться одной управляющей организацией.

Чтобы получить лицензию на управление многоквартирным домом, управляющая организация обращается в Госжилинспекцию с заполненным заявлением. После этого ее экзаменуют в лице руководителя, а затем, если экзамен сдан, УО платит госпошлину. Это все, что нужно от нее для получения лицензии.

Когда управляющая организация не соответствует требованиям владельцев жилых квартир, и на нее поступает много жалоб, то Госжилинспекция отзывает лицензию или вычеркивает многоквартирный дом из перечня зданий, входящих в список домов, которые нужно контролировать.

Такие нововведения помогают сделать управление МКД предельно ясным и видимым любому собственнику.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/urist/sposoby-upravleniia-mnogokvartirnym-domom-5a83c543ad0f225ae9409b8c

Управление многоквартирными домами — какой способ лучше выбрать

Какой способ управления многоквартирным домом лучше

Российское законодательство допускает три основных варианта управления многоквартирными домами. Рассмотрим особенности, преимущества и недостатки каждого из них, а также ситуации, в которых каждый из этих видов управления будет наиболее предпочтительным.

Времена, когда всеми проблемами многоквартирного дома занимались работники ЖЭКа, постепенно уходят в прошлое. В 2005 году новый Жилищный кодекс РФ постановил, что в течение года с момента принятия данного документа жильцы должны определиться, кто будет управлять домом:

  • частное предприятие, которое будет осуществлять свою деятельность на платной основе по договору с жильцами;
  • товарищество собственников жилья (ТСЖ), в котором управление домом осуществляется непосредственно представителями жильцов;
  • сами жильцы в форме непосредственного управления.

Но во многих домах вместо товарищества собственников жилья действуют ЖСК (жилищно-строительный кооператив), ЖНК (жилищно-накопительный кооператив) или другие виды объединений жильцов.

Подобные кооперативы не являются отдельной формой управления, абсолютное большинство из них были созданы еще в советские времена, и, несмотря на давность образования, их деятельность на практике ничем не отличается от ТСЖ и не противоречит Жилищному кодексу.

Рассмотрим основные преимущества, недостатки и особенности этих трех форм управления.

Непосредственное управление жильцами дома

Согласно Жилищному кодексу выбирать такую форму управления могут только жильцы домов, в которых количество квартир не превышает шестнадцать. Все вопросы по управлению домом в этом случае решаются на общем собрании собственников жилья.

На нем жильцы договариваются о распределении обязанностей по управлению и выбирают людей, которые будут представлять весь дом при заключении договоров с третьими лицами. При этом эти представители жильцов должны работать безвозмездно, в противном случае придется менять способ управления домом.

Договоры с коммунальными службами на газоснабжение, поставку электроэнергии и водоснабжение каждый из жильцов заключает от своего имени.

Преимущества:

  1. Непосредственное управление избавляет жильцов от лишних трат. Ведь если бы домом управляла сторонняя организация или ТСЖ, приходилось бы ежемесячно оплачивать их услуги.
  2. Заключение договоров с коммунальными службами от своего имени позволяет каждому из жильцов понять, за что и сколько он должен платить.

Недостатки:

  1. Чем больше жильцов в доме, тем сложнее прийти к согласию по какому-либо вопросу. Велика вероятность, что обсуждение выбора организации, которая будет привлекаться для капитального ремонта, или сметы на озеленение придомовой территории, займет не один месяц.
  2. Согласно российскому законодательству при непосредственном управлении домом жильцы не имеют права получать средства для проведения капитального ремонта из специального фонда по реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Непосредственное управление будет идеальным вариантом для домов, в которых проживает небольшое количество жильцов.

Создание товарищества или кооператива собственников жилья

В данном случае жильцами создается объединение собственников и избираются ответственные лица (председатель и члены правления), которые на платной основе занимаются вопросами содержания и эксплуатации дома от имени всех владельцев квартир. То есть заключением договоров с коммунальщиками или подрядными организациями, выполняющими разовые работы, занимаются именно ТСЖ или и ЖСК, а не какой-либо отдельный жилец.

Подобные объединения являются юридическими лицами и имеют все характерные признаки (устав, обязательную регистрацию в налоговой, наличие банковского счета и т. д.).

Преимущества:

  1. Так как члены правления и председатель ТСЖ или ЖСК являются жильцами дома, его судьба им небезразлична и вероятность того, что они будут пренебрегать своими обязанностями, крайне мала.
  2. Если жильцы придут к выводу, что ответственные лица не справляются со своими обязанностями, их всегда можно переизбрать.
  3. Расходование общих средств председателем и членами правления можно контролировать при помощи ревизионной комиссии.

Недостатки:

  1. Если ответственные лица окажутся непорядочными, они могут растратить значительную часть средств объединения жильцов и в этом случае долгая процедура перевыборов (согласования даты и времени собрания, уведомление всех собственников квартир в доме и т. д.) является существенным минусом.

Создавать ТСЖ имеет смысл в больших домах со значительным количеством жильцов, при условии, что среди владельцев квартир найдутся люди, которые захотят состоять в членах правления ТСЖ и будут иметь необходимый опыт.

Управляющая компания по договору с жильцами дома

Этот вариант предусматривает управление общим имуществом многоквартирного дома специализированной организацией, которая действует на основании оплатного договора.

В таком случае договоры на оказание коммунальных услуг в таких домах заключаются управляющей организацией, которая действует от имени собственников жилья.

А разовые работы по ремонту здания, озеленению прилегающей территории или ее благоустройству могут выполняться как сотрудниками УК, так и сторонними специалистами, которые будут наниматься управляющей компанией.

Преимущества:

  1. Владельцы квартир практически полностью освобождаются от забот, связанных с управлением домом.
  2. Специалисты управляющих компаний наверняка будут выполнять свои обязанности более профессионально, чем привлеченные в правление ТСЖ жильцы.
  3. Управляющие компании сначала за свой счет устраняют имеющиеся недостатки (перекрашивают стены, ремонтируют проводку и т. д.), а только потом требуют у жильцов необходимые суммы для покрытия понесенных расходов.

Недостатки:

  1. Сотрудники управляющих компаний не являются жильцами дома, поэтому не имеют личной заинтересованности в поддержании его в нормальном состоянии.
  2. Привлечение управляющих компаний—наиболее затратный для жильцов способ управления многоквартирным домом.

Заключать договоры с управляющими компаниями стоит в случаях, когда среди жильцов большого многоквартирного дома не нашлось людей, которые согласились бы руководить работой ТСЖ.

Таким образом, идеального способа управления многоквартирным домом не существует. При выборе формы управления необходимо учитывать количество жильцов, наличие среди них людей, согласных взять на себя ответственность за обслуживание здания, а также степень сложности задач, с которыми придется столкнуться управляющим.

рмнт.ру

21.01.15

Источник: https://www.rmnt.ru/story/realty/upravlenie-mnogokvartirnymi-domami-kakoy-sposob-luchshe-vybrat.782006/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.