Изъятие земли

Как защитить себя от неправомерных действий чиновников при изъятии земельных участков?

Изъятие земли

– Мадина Икоева, директор по кадастровым работам Consul Group.

Проблемы прекращения прав на земельные участки вследствие их изъятия для государственных или муниципальных нужд

Наиболее распространенное прекращение прав на земельные участки – принудительное прекращение права собственности. Чаще всего это происходит в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в том числе путем выкупа в случае владения участком на правах собственника. 

Существует два вида изъятия земельных участков: основной (добровольный) и дополнительный (принудительный). Первый предусматривает достижение соглашения сторонами по поводу изъятия земельных участков без суда. Второй же заключается в изъятии земельного участка по судебному решению при отсутствии согласия правообладателей.

Общий в обоих случаях порядок изъятия заключается в следующем: 

1) Регистрируется решение об изъятии или выкупе земельного участка госорганами.

2) Собственники и пользователи земельных участков уведомляются о предстоящем изъятии органом, принявшим данное решение, не позднее чем за один год до момента изъятия.

Если между госорганом и собственником не достигнуто соглашение о выкупной цене, государственный орган, принявший решение об изъятии путем выкупа, может предъявить судебный иск о выкупе земельного участка. Этот процесс и является дополнительным порядком изъятия участка.

Когда участок принадлежит лицу на праве пожизненного наследуемого владения, процедура принятия решения об изъятии аналогична, аналогичны и сроки уведомления об изъятии. Основное различие в том, что земельный участок в данном случае не выкупается: здесь возмещаются в полном объеме все убытки, понесенные правообладателем. 

Примерами иных обстоятельств для изъятия земельных участков являются объявление земель государственными природными заказниками и необходимостью проведения на земельном участке работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр.

Цена изъятого земельного участка

При изъятии земельного участка на возмещение могут претендовать как собственники, так и правообладатели, владеющие землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Возмещается не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода.

Сумма возмещения включает, помимо прочего, рыночную стоимость объектов, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества.

Определить общий размер возмещения необходимо за 60 дней до того, как правообладателю земельного участка будет направлено соглашение об изъятии недвижимости.

Выкупную цену определяют по результатам проведенной оценки в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». 

Напомним, ранее стоимость объектов недвижимого имущества с несогласованными пристройками и улучшениями на изымаемом участке не подлежала возмещению, также как и стоимость объектов, строительство которых было начато после уведомления об изъятии этого земельного участка, независимо от стадии строительства. 

Сейчас же в ст. 26 Закона № 499-ФЗ указано, что, если у собственника, другого правообладателя объектов недвижимости отсутствует право на земельный участок, на котором они расположены, возмещение за участок определяется как при аренде на срок 49 лет.

И обратная ситуация: если изымаемый участок принадлежит гражданину на праве собственности (ином праве), но нет зарегистрированного права на расположенный на нем объект недвижимости, то в этом случае в размер возмещения включается рыночная стоимость такого объекта недвижимости (ч. 3, 5 ст. 26).

Данная статья закрыла недоработки в земельном законодательстве в отношении защиты прав собственников.

Защита прав собственников и иных лиц на земельные участки

Актуальным вопросом сегодня остается эффективная защита прав собственников на земельные участки. Известны случаи, когда публичные органы умышленно нарушают установленный порядок изъятия.

В то время как собственник земельного участка использует для своей защиты механизмы, предусмотренные процессуальным законодательством, фактически его участок занимают и используют органы власти или подведомственные организации.

Пройдет значительное время, прежде чем ему удастся обосновать свои права, но на протяжении всего этого периода ему необходимо оплачивать землепользование.

Налицо очевидное нарушение прав собственника фактически изъятых земельных участков. 

После получения уведомления о принятом решении об изъятии собственник фактически не вправе распоряжаться своим имуществом – сдать, продать, подарить, использовать под строительство, но он продолжает нести налоговую нагрузку, даже если находится в состоянии судебного разбирательства с изымающим органом. К сожалению, исходя из судебной практики можно сделать выводы: удовлетворение публичных интересов стоит на первом месте. То есть собственник теряет и участок, и финансы. 

Ранее в п. 7 ст. 23 Земельного кодекса РФ предоставлялась возможность правообладателям требовать от уполномоченных органов власти выкупа их земельных участков. Это распространялось на такие случаи, когда публичное использование земельного участка приводило к невозможности его дальнейшей эксплуатации собственником. 

Принятие Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» привело к отмене п. 7 ст. 23 Земельного кодекса РФ.

С августа 2018 г.

правообладатель может требовать выкупа своего земельного участка по рыночной стоимости либо возмещения убытков, если осуществление изъятия привело к невозможности или существенному затруднению его использования.

В этом случае очевидна проблема осуществления органами власти «предварительного и равноценного возмещения», поскольку процедура выкупа не предполагает возмещение правообладателям всех имущественных потерь. То есть правообладатель получает возмещение убытков пост-фактум, а до момента получения рыночной стоимости участка продолжает нести некомпенсируемые затраты.

Следующим особенно важным фактором, где процветают нарушения прав землепользователя, является определение выкупной цены за изымаемый участок. К сожалению, практика показывает, что в большинстве случаев данная цена значительно отличается от объективной в меньшую сторону.

Как правило, ситуация выглядит следующим образом. Участок переходит в публичную собственность после заключения между сторонами соглашения об изъятии земельного участка, и только после этого госорган может легализовать бюджетное финансирование. Но публичный орган не торопится заключать такое соглашение, предлагая цену, которая сразу бы устроила собственника участка.

Затягивание процедуры изъятия в конечном счете вынуждает собственника соглашаться с предлагаемой компенсацией, так как он уже теряет свое фактическое владение и не может пользоваться участком в первоначальном виде. При этом собственник понимает, что не получит полноценную компенсацию за свои имущественные и финансовые потери. 

Самый эффективный способ, который обеспечит равенство сторон в земельном конфликте, – это самостоятельное обращение собственника в суд с иском об изъятии в установленном законом порядке.

Ведь только судебная процедура является особо требовательной к определению размера возмещения за изымаемый земельный участок.

Земельный кодекс РФ предъявляет к органам власти строгие требования по проведению оценки стоимости земельного участка: она проводится с учетом всех критериев и характеристик объекта изъятия, а стоимость зависит от размеров, местоположения, категории, удаленности участка от инфраструктурных объектов и т.д.

При этом необходимо инициировать полную процедуру изъятия в судебном порядке. Исковое требование только о возмещении убытков не будет являться гарантией соблюдения всех интересов собственника, так как оценочные работы не будут произведены в полном объеме.

Здесь таится еще одна проблема.

В большинстве случаев суды признают за правообладателями земельных участков право на получение денежной компенсации, но точный размер убытков установить невозможно, потому что время и деньги, затраченные на установление реальной стоимости участка, не учитываются.

Часто в ходе размещения инфраструктурных объектов не только изменяется ландшафт земельного участка, но и утрачиваются его природные свойства, что не поддается оценке из-за отсутствия возможности установить первоначальный вид незаконно изъятого участка.

Положения о защите прав субъектов в федеральном законе «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации от 31.12.2014 № 499-ФЗ

Итак, подытожим.

Что изменилось с принятием 31 декабря 2014 г. Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 499-ФЗ):

1) если у собственника, другого правообладателя объектов недвижимости отсутствует право на земельный участок, на котором они расположены, возмещение за участок определяется как при аренде на срок 49 лет;

2) если изымаемый участок принадлежит гражданину на праве собственности (ином праве), но нет зарегистрированного права на расположенный на нем объект недвижимости, то в размер возмещения включается рыночная стоимость такого объекта недвижимости;

3) при наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, может быть предусмотрено предоставление ему земельного участка взамен изымаемого.

Следует подробнее рассмотреть последний пункт. При согласии собственника на компенсацию в виде нового земельного участка он получает его только на праве собственности, вне зависимости от того, на каком праве принадлежали ему изъятые участки.

Важное значение в этой процедуре занимает определение стоимостей обоих участков. Зачастую происходит занижение выкупной цены изымаемого участка и завышение цены предоставляемого.

И здесь для исключения недоразумений необходимо проведение независимой экспертной оценки рыночной цены участков.

Подробнее разберем, в каких случаях возможна компенсация в виде другого земельного участка и как она происходит:

– начинается с согласия правообладателя;

– правообладатель может заявить о своем желании на компенсацию в виде нового земельного участка, но не требовать его у представителей власти;

– с новым земельным участком должны быть проведены все кадастровые процедуры для передачи в собственность;

– правообладатель вправе указать свои пожелания по расположению земельного участка, но не участвовать в кадастровых работах.

Чтобы минимизировать потери в связи с изъятием у собственника земельных участков для государственных и муниципальных нужд, нужно: 

1) проверить, чтобы земля имела кадастровую идентификацию;

2) оформить права собственности, либо иные права пользования участком;

3) при возникновении спора о разнице выкупного и предоставляемого участка провести высококвалифицированную независимую экспертную оценку стоимости указанных объектов;

4) своевременно поставить на учет объекты строительства, возведенные на принадлежащем собственнику участке земли, и наоборот, обязательно зарегистрировать права собственности на участок, находящийся под возведенным объектом недвижимого имущества;

5) при ущемлении финансовых интересов правообладателя – инициировать рассмотрение в судебном порядке процедуры изъятия участка для государственных и муниципальных нужд.

Нарушение хотя бы одного из требований процедуры изъятия земельного участка служит основанием для отказа уполномоченному органу реализовать свое право на изъятие земельных участков в судебном порядке (Земельный кодекс РФ, гл. VII). Именно об этом стоит помнить собственнику, когда он понимает, что действия уполномоченных органов, начинают противоречить закону.

Источник: https://consul.group/ru/news/kak_zaschitit_sebya_ot_nepravomernyh_deystviy_chinovnikov_pri_izyatii_zemelnyh_uchastkov

Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятие земли
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Земельное право » Статьи о землеустройстве » Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятие земельного участка у собственника может быть проведено с самыми разными целями.

Согласно действующему земельному законодательству существует несколько видов изъятия земельных участков у собственников: конфискация на безвозмездной основе, реквизиция (временное изъятие), изъятие для государственных и муниципальных нужд, изъятие из-за нецелевого использования участка. Все эти вопросы регулируются нормами земельного и гражданского права.

С какой целью государство может изъять землю

Изъятие земельного участка у собственника может быть проведено с самыми разными целями. Согласно главе VII.1 Земельного кодекса РФ:

  • для выполнения обязательств по международному праву;
  • для реализации природных ресурсов, находящихся на земельном участке (освоения недр);
  • для создания природной охранной зоны, если такое предусмотрено на конкретном участке;
  • при признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, если такое решение было обосновано и документально подтверждено экспертами;
  • для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или государственного значения;
  • по иным основаниям, которые предусмотрены в федеральных законах.

В любом из случаев, независимо от цели изъятия, собственнику земельного участка должны быть предоставлены соответствующие документы, подтверждающие необходимость изъятия у него его собственности. В противном случае вместо изъятия будет иметь место факт незаконного завладения чужым имуществом, что переходит под юрисдикцию уже норм уголовного права.

Обоснование принятия решения по изъятию земли

Земельные участки, подлежащие изъятию, могут быть как уже существующими на местности, так и еще только образующимися, то есть законодательно не исключается вариант, когда у будущего собственника землю просто «уводят из-под носа», поскольку участок попадает под действие главы VII.1 Земельного кодекса РФ.

Обосновываются принятые решения соответствующими документами, в частности:

  • решением о создании, расширении или улучшении природоохранных зон, если изымается участок для этих целей;
  • международным договором;
  • решением об обнаружении аварийности дома;
  • соответствующей лицензией на право пользования недрами и природными ресурсами;
  • документами, подтверждающими необходимость реконструкции или создания объектов государственного значения;
  • иными документами, предусмотренными в федеральных законах.

Таким образом, у представителей местных органов власти на руках обязательно должны быть документы, которые подтверждают как необходимость, так и право на изъятие частного земельного участка, независимо от того, в каком виде находится последний, что на нем располагается. Кроме случаев, когда земля была использована не по назначению (здесь в силу вступает статья 50 Земельного кодекса РФ «Конфискация»).

Как на практике происходит изъятие земли

Просто так никто забрать у собственника его участок не может. Именно поэтому законодательно было прописано, что земельные участки, подлежащие изъятию для государственных и муниципальных нужд, изымаются только по решению следующих компетентных и уполномоченных органов:

  • исполнительной власти, которых представляют уполномоченные федеральные служащие (если участок изымается именно для нужд федерации);
  • исполнительной власти конкретных субъектов федерации, если участок подлежит изъятию для региональных нужд;
  • местного самоуправления (самый распространенный случай в практике), когда участок подлежит изъятию для реализации нужд местного значения.

Примечательно, что статья 279 Гражданского кодекса РФ, которая, по мнению многих юристов и правозащитников, допускает и такой факт, как принудительное изъятие земельного участка в том случае, если собственник этого земельного участка категорически не согласен с составленным соглашением и вынесенным решением органов местного самоуправления.

При этом в соглашении прописывается размер и срок возмещения материального ущерба при потере участка.

Если собственник не согласен с таким соглашением и не подписал его, то представитель уполномоченных органов решают вопрос в судебном порядке, где уже суд решает, насколько соразмерны затраты собственника и предлагаемая компенсация. Оспорить принятое решение можно в судах вышей юрисдикции.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, допустимое российским законодательством

Российское законодательство, несмотря на свое несовершенство, некоторые аспекты земельного права регулирует достаточно четко. И механизм изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд прописан понятно и доступно:

1. Определенные организации, перечень которых установлен земельным законодательством, и представители органов власти имеют право составить ходатайство, которое подается на рассмотрение представителям органов местного самоуправления.

В ходатайстве прописываются нужды, для которых изымается участок, его местоположение, собственник, проект межевания территории или схема расположения будущих объектов. Подано ходатайство может быть как в отношении одного участка, так и нескольких сразу.

При этом про каждый земельный участок должно быть прописано отдельно.

2.

Представители местных органов самоуправления после рассмотрения ходатайства выносят решение о согласии или несогласии с изъятием земельного участка, после чего копия такого решения предоставляется непосредственно собственнику рассматриваемого земельного участка. Последний вправе согласиться или выразить свое несогласие с вынесенным решением, особенно, если компенсации прописанные в решении его не устраивают.

3. В случаях если собственника устраивают условия изъятия земельного участка, он добровольно подписывает соглашение, после чего все права на земельный участок переходят муниципалитету или той организации, которая подала ходатайство. Если же собственник имеет возражения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании вынесенного решения недействительным и неправомерным.

Несмотря на то, что Гражданским кодексом РФ предусмотрено принудительное изъятие земельного участка, в случаях несогласия собственника, практика показывает, что возникает законодательная коллизия: нормы гражданского права противоречат нормам Конституции РФ, по которой у гражданина есть право на принцип равной защиты всех форм его собственности. Именно поэтому мировые суды и суды высших инстанций обычно ратуют за то, чтобы было достигнуто обоюдное соглашение сторон на изъятие земельного участка, где каждая из сторон остается удовлетворенной принятым решением.

Допускается изъятие земли у одного субъекта РФ в пользу другого субъекта, если это предусмотрено соответствующими документами о территориальном планировании, составленными по всем законодательным нормам.

Как защитить свои права на землю

В случаях если происходит изъятие земельного участка в принудительном порядке, собственнику необходимо обратиться в суд с иском о том, что его конституционные права нарушаются, его лишают права собственности на недвижимое имущество на несправедливых условиях.

В заявлении указываются все обстоятельства дела, прикладываются копии вынесенных решений, обоснования того, что решение несправедливое и неправомерное. Чтобы правильно все организовать и доказать в ходе судебных прений свою правоту, собственнику будет не лишним нанять для этого хорошего юриста или адвоката.

В 70 случаях из 100 суд становится на сторону собственника, предлагая ему такие условия, которые законодательно удовлетворяют обе стороны процесса.

Однако в случаях, когда собственник требуется от органов власти сверх того, что ему причитается (умышленно увеличивает сумму компенсации, например), суд встает на сторону органов власти, удовлетворяя иск собственника частично. Чаще всего для оценки адекватной стоимости компенсации берется кадастровая стоимость земельного участка.

Запрет на изъятие земельного участка

Несмотря на то, что в земельном законодательство четко прописано, какие именно земли и для каких нужд могут быть изъяты, существует ряд условий, согласно которым участки изъяты быть не могут. В частности, речь идет о федеральных бюджетных учреждениях, которые находятся на землях природоохранных зон и которые осуществляют охрану природы на данных территориях.

Изъять у них земельный участок для других государственных и муниципальных нужд не предоставляется возможным, поскольку земля уже используются с одной из целей, прописанных в Земельном кодексе России.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/usloviya-izyatiya-zemelnyh-uchastkov-dlya-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-nuzhd.html

Изъятие земельных участков для государственных нужд в 2021 году

Изъятие земли
Время чтения: 12 минут

Земельное законодательство предусматривает ряд законных оснований, по которым у собственника могут изъять земельный участок.

Среди них наиболее спорным представляется изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Во-первых, немало сомнений вызывает целесообразность такого изъятия.

Во-вторых, законодатель пока так и не определил, что же следует понимать под государственными/муниципальными интересами. Все это негативно отражается на правах собственников.       

Учитывая щепетильность и остроту вопроса, логично предположить, что законодатель разработал закрытый перечь оснований для инициации процедуры изъятия земли. В соответствии со ст. 279 ГК, определение таких оснований – прерогатива земельного законодательства.

Согласно ст. 49 ЗК, основания изъятия земельного участка носят исключительный характер, например, если они обусловлены необходимостью исполнения международных обязательств России.

Еще одним основанием может быть возведение масштабных объектов инфраструктуры на государственном, региональном или муниципальном уровне, если такие объекты относятся к:

  • системе федерального или регионального энергоснабжения;
  • оборонному комплексу, в том числе к системе защиты государственных границ России;
  • транспортным и коммуникационным объектам федерального и регионального значения, железнодорожной инфраструктуре;
  • атомно-энергетическому комплексу, например, изъятие земельного участка для строительства гидротехнического сооружения;
  • объектам инфраструктуры естественных монополий;
  • космическим программам России;
  • газо- и нефтепроводам, электросетям, системам передачи тепловой энергии, водопроводам и прочим инженерным коммуникациям;
  • путям автомобильного сообщения.

Кроме того, дополнительные основания предусмотрены федеральным законодательством, например, изъятие земельных участков для недропользователей. В кодексе нет прямого упоминания об этом, однако пробел восполнен отдельным законом – ст. 25.2 ФЗ «О недрах».

Закон позволяет изымать землю в случаях, когда того требует необходимость проведения работ, связанных с использованием недр. Примечательно, что в этих целях могут изыматься земли лесного фонда.

К дополнительным основаниям относится истребование участка в целях:

  • учреждения природоохранных зон;
  • сноса многоэтажек или их реконструкции в случае признания аварийности объекта.

С чего начинается изъятие земельных участков

Как мы знаем, порядок предоставления и изъятия земель в РФ определяется в первую очередь земельным законодательством. В частности, вопросам истребования наделов посвящена глава VII.1 ЗК.

Согласно ст. 56.2 ЗК, полномочиями по принятию соответствующих решений наделены федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти – в зависимости от уровня интересов, которые преследует истребование земли. К этим органам относятся Минэнерго, Минтранс, Минсвязь, Фонд Госимущества, местные градостроительные или жилищные департаменты.

Независимо от уровня компетенции, к изъятиям применяются единые условия. Согласно ст. 56.3 ЗК, если речь идет об истребовании участка для строительства на нем крупного инфраструктурного объекта, то оно допустимо, лишь если возведение такого сооружения утверждено органами территориального планирования.

Впрочем, в любом другом случае изъятие земли также следует обосновать документально:

  1. Международным договором, по которому у России возникает соответствующее обязательство.
  2. Лицензией для использования недр (для недропользователей).
  3. Решением компетентного органа о создании природоохранной зоны или о признании жилого строения аварийным и подлежащим сносу.

Вопрос истребования надела осуществляет компетентный орган по самостоятельному решению или по просьбе заинтересованной стороны. Ходатайствовать об изъятии земельных участков могут далеко не все. Ст. 56.4 ЗК наделяет таким правом лишь организации, чья деятельность связана с:

  • естественными монополиями;
  • использованием недр;
  • комплексным развитием территорий;
  • строительством масштабных объектов инфраструктуры, газонефтепроводов и так далее.

Кроме того, правом ходатайствовать об изъятии наделены госорганы, если финансирование работ предполагает использование государственных средств.

Подавать ходатайство можно лично, по почте или через интернет. Пункт 9 ст. 56.4 ЗК обязывает чиновников в течение 5 дней направить заявителю мотивированный отказ в истребовании земли, если:

  • поданные документы не соответствуют требованиям;
  • госорган, получивший заявку, не вправе принимать решения об изъятии земли;
  • заявитель не имеет права подавать ходатайство.

На рассмотрение заявки предоставляется 30 дней с момента подачи. По истечении этого срока компетентный орган должен либо отказать в истребовании участка, либо начать процедуру изъятия с поиска собственника земли.

Правовое регулирование вопросов истребования земли

Основным нормативным документом, который определяет процедуру изъятия земельного участка, является ЗК. Однако весь процесс истребования земельных наделов регулирует более широкий перечень правовых актов. Выделим самые главные:

  • глава VII.1 ЗК, которая содержит полное описание процедуры изъятия, от определения полномочных органов, до перехода прав на землю;
  • Гражданский кодекс (ст. 235, 239, 279–282 ГК);
  • постановление Правительства РФ № 442 от 06.05.15, которым утвержден список учреждений, получивших право инициировать изымание земли;

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/izyatie-zemelnyx-uchastkov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.