Функции земель водного фонда

Содержание

Земли водного фонда

Функции земель водного фонда

Разделение территории РФ по установленному классификатору подразумевает установление особых правовых режимов использования. Расскажем в статье, какой правовой режим земель водного фонда установлен законодательно и какие условия использования участков подразумевает принадлежность к этой категории.

Земли водного фонда – что это?

Земли водного фонда – это участки, на которых размещены различные водные объекты, гидротехнические сооружения и другие сооружения водного хозяйства, а также зоны охраны таких объектов.

К землям водного фонда относятся:

  • участки с расположенными на них поверхностными водами;
  • территории, на которых располагаются гидротехнические сооружения.

Относительно земель с поверхностными водами не предусмотрено отведение конкретных наделов. При строительстве искусственного водного объекта осуществляется процедура земельного резервирования.

Порядок использования таких территорий регулируется Земельным кодексом и Водным кодексом Российской Федерации. Согласно законодательству, вода относится к важнейшему ограниченному ресурсу, который является наиболее уязвимым. Каждый водный объект является одним из центральных ресурсов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, проживающего в регионе нахождения водоема.

Вся информация о водном фонде содержится в специальном государственном реестре. В этот реестр включены сведения не только о расположении водоемов, но также об области их применения и отдельных ресурсах.

Искусственно созданные водоемы также входят в общий фонд государства. Они характеризуются обособленностью, небольшой площадью, отсутствием соединения с иными водными объектами.

Обозначение водоемов чрезвычайно важно. Именно оно оказывает влияние на правовой режим использования участков. Например, в соответствии с ЗК РФ, запрещается передача в частную собственность участков, на которых располагается береговая полоса. Если это произошло до вступления в силу этого запрета, такие участки обременяются публичным сервитутом.

Землевладельцы вправе использовать в личных целях водоемы, расположенные на их участках (к примеру, пруды или обводненные карьеры), а также самостоятельно осуществлять работы по строительству водных объектов на своих наделах, если это допустимо действующим законодательством и не затрагивает интересов других граждан.

Законом не допускается отчуждение водоемов без сопутствующего переоформления и земли, на которых они располагаются. Надел не может быть поделен на несколько самостоятельных участков, если для этого потребуется провести границу по водному объекту.

Состав земель водного фонда

В состав земель водного фонда входят:

  • участки с любыми водными объектами;
  • земли, отнесенные к природоохранным зонам с водоемами;
  • выделенные наделы для установки отводных полос, охранных секторов водоразбора, гидротехнических зданий и иного оборудования для обеспечения ведения водохозяйственной деятельности.

Тем не менее, преимущественная часть земель водного фонда покрыта водой. Такие участки являются самостоятельными. Помимо перечисленного, в земли этой категории входят болотистые местности, некоторые территории для ведения сельского хозяйства, леса и другие.

Цель использования земель, принадлежащих к этой категории – обеспечение потребностей населения. Деятельность, проводимая на участках, должна отвечать требованиям рациональности.

Весь состав земель водного фонда можно условно классифицировать по двум группам:

  1. Участки, покрытые водой. К ним относят земли, которые находятся под водой на протяжении большей части года или постоянно. Сюда же относятся морские воды России.
  2. Участки, граничащие с водоемами, предназначенные для обслуживания водопользователей.

Водные объекты повторяют рельеф находящейся под ними земли. Они также имеют определенные границы и объем. К примеру, территориальные морские воды России – это воды, имеющие в ширину 12 морских миль, отмеренных в соответствии с требованиями международных соглашений и внутренних нормативных актов РФ.

К водному фонду относится также дно и береговая линия. В состав входят ручьи, реки, водохранилища, каналы междубассейного распределения, ледники.

Помимо Земельного и Водного кодекса, вопросы использования земель этой категории регулируются:

  • ФЗ № 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от 31 июля 1998 года;
  • Законом РФ № 4730-1 «О государственной границе РФ» от 01 апреля 1993 года;
  • ФЗ № 68 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года.

Расскажем далее о возможном целевом использовании земельных участков, относящихся к водному фонду.

Категория земель водного фонда – целевое назначение

Основополагающее целевое назначение таких территорий – строительство и эксплуатация сооружений, предназначенных для обеспечения потребностей всего населения страны. Такими потребностями могут быть:

  • нужды бытового характера;
  • питьевые потребности;
  • нужды оздоровительного характера;
  • иные потребности государства в значимых сферах – рыбохозяйственной, сельскохозяйственной, природоохранной, промышленной, энергетической и т.д.

Возможность владения участком земли водного фонда находится в прямой зависимости от целевого использования конкретного объекта. Не допускается владение участком и водоемом, расположенным на нем, разными собственниками.

Водным кодексом России допускается передача объектов в собственность государства, муниципалитета или частных лиц. Однако участки этой категории всегда относятся к природоохранным зонам, поэтому на территории действует особый правовой режим, запрещающий некоторые действия. К примеру, не допускается оборудование свалки на таких участках.

Водоохранная зона – это территория, примыкающая к акватории, которая имеет специальный режим эксплуатации доступных ресурсов и выполнения хозяйственной деятельности.

Такие зоны необходимы доя поддержки экологического состояния объектов, а также для сохранения естественной среды обитания представителей животного и растительного мира.

Здесь устанавливаются специальные защитные береговые линии, запрещается распахивание земельных участков, рубка леса, расположение ферм для ведения животноводческой деятельности и т.д.

В пределах водоохранных зон запрещается:

  • осуществление авиационных и химических работ;
  • использование активных химических средств для борьбы с заболеваниями растений, сорняками или насекомыми-вредителями;
  • расположение навозных стоков для удобрения почвы;
  • размещение складских помещений, где хранятся ядохимикаты, минеральные удобрения, горючие и смазочные вещества;
  • размещение площадок для заправки аппаратуры;
  • размещение кладбищ и скотомогильников;
  • складирование навоза;
  • размещение мусорных свалок;
  • мойка и заправка автотранспорта;
  • расположение дачных и садово-огородных участков, если ширина водоохраной зоны менее 100 м;
  • расположение стоянок автотранспорта.

Главное стремление властей, на котором основывается охранный режим земель – это противостояние возможности загрязнения водоснабжения и сооружений, обеспечивающих водой население региона.

Источник: https://regioncentr73.ru/23/23/zemli-vodnogo-fonda/

Земли водного фонда: понятие, состав и целевое назначение

Функции земель водного фонда

Земли водного фонда это земли специального назначения, на которых могут быть расположены водные объекты и водоохранные зоны, зоны водозабора гидротехнические и иные сооружения, относящиеся к водному хозяйству.

К водному фонду относятся не только дно водоемов, но и зона вдоль их берегов.

Отличительной  характеристикой земель водного фона является постоянная гидравлическая связь, так например, контейнеры с жидкостями и  лужи не будут относиться к водному фонду.

Из чего состоят водные образования: понятие

При причислении земли к водному фону не имеет значение ее происхождение – это может естественное водное образование (реки, озера и прочие) или  искусственное (водохранилища, бассейны и прочие).

Таким образом, к землям водного фонда можно отнести территории, в рамках которых располагаются реки, моря, озера, пруды, водохранилища, а также здания и сооружения, имеющие отношения к вышеперечисленным объектам.

На основании Водного кодекса можно выделить несколько видов земель водного фонда:

  • Водный фонд – совокупность объектов водного фонда на всей территории России. Сюда включатся все возможные его виды и категории.
  • Акватории – водные прибрежные территории любого из водоема, в том числе и искусственно созданного.
  • Объекты фонда – водоемы, которые отличаются признаками водных земель.
  • Ресурсы водных земель –  совокупность всех внешних и внутренних ресурсов водной территории, которые могут быть использованы или находятся под охраной.
  • Водное хозяйство представляет собой совокупность деятельностей по использованию, исследованию и охране водных ресурсов и объектов, а также устранения последствий водных катастроф.
  • Режимы – это уровни воды в водоемах, которые находятся в динамики и могут меняться в большую или меньшую сторону.

Особо охраняемые

Такие объекты являются собственностью государства, в пользование физическим лицам не передаются.

На таких территориях располагаются, как правило, объекты, отвечающие за исследование воды, осуществляющие водозабор, объекты научного и культурного назначения, а также эстетического и рекреационного характера.

Земли водного фонда общего пользования

Эта категория находится во владении муниципалитета и федеральных органов. Такие территории могут использоваться физическими лица свободно для бытовых нужд. Предпринимательскую деятельность юридические лица на территории земель этой категории вести не могут.

Объекты водного фона можно так же разделить на подземные и поверхностные.

Надземные объекты

  • Снежные и ледяные поверхности,
  • Водоемы (реки. пруды, ручьи, болота, водохранилища),
  • Моря и включенные его части (порты, проливы, заливы, пристани и прочие),
  • Выходы подземных источников (ключи, гейзеры, родники, колодцы),

Все выше перечисленные объекты являются собственностью государства. Их водные и береговые границы определяются законодательно в каждом отдельно случае индивидуально.

Подземные объекты

  • Водоемы, расположенные под землей,
  • Подземные реки ключи, течения и водостоки.

В Российской Федерации земли водного фонда являются особо охраняемыми, при этом допустимо их использование для ведения легальной хозяйственной деятельности, при соблюдении целевого назначения.

Целевое назначение земель водного фонда – строительство и эксплуатация зданий и сооружений, деятельность которых направлена на реализацию питьевых, бытовых, оздоровительных и иных потребностей населения, а так же нужд государства в развитии сельскохозяйственной, водохозяйственной, промышленной, рыболовной, энергетической и транспортной деятельности.

Охранная деятельность

В отношении земель водного фонда включает в себя:

  • Контроль использования по назначению, пресечение неправомерного пользования,
  • Штрафные санкции при нарушении правил, установленных водным и земельными законодательствами,
  • Организация мероприятий направленных на восстановление земель водного фонда и водных ресурсов,
  • Контроль уровня загрязнения воды и земли,
  • Разработка правил и регламентов по строительству, использованию и сносу строений на прилегающих территориях.

Контролем и надзором за охраной земель водного фонда, а так же за соблюдением норм и регламентов в данной сфере осуществляет государственная инспекция в области использования и охраны природных объектов.

Запрещенное и разрешенное использование водоохранной зоны

Водоохранная зона это выделенная территория в рамках водного объекта, в которой может быть установлен особый правовой режим ведения хозяйственной деятельности, предполагающий проведение специальных мероприятий по очищению поверхности и сохранению ресурсов.

К запрещенной деятельности на данной территории относят

  • Водоснабжение земли сточными водами,
  • Размещение на территории отходных и отстойных сооружений, а так же скотомогильников и кладбищ,
  • Химическое опыление растений с использованием авиатехники,
  • Не контролируемые транспортные потоки и стоянки,
  • Проведение мойки и ремонтных работ на транспортных средствах, а так же хранение горючих и смазочных веществ,
  •  Нелегальная организация судостроительных верфей,
  • Использование и распространение пестицидов и химикатов,
  • Несанкционированная добыча полезных ископаемых,
  • Организация самовольных свалок отходов,
  • Осуществление отдельных видов сельхоздеятельности.

К разрешенной деятельности относятся строительство, эксплуатация сооружений хозяйственного и иного назначения, при условии, что они имеют центральную систему канализации, систему отвода сточной воды и жидкости, оборудования для сбора и фильтрации отходов и сточных вод.

Собственность объектов водного фонда

Субъектами в данном случае могут выступать:

  • Российская Федерация,
  • Отдельные ее субъекты,
  • Муниципальные образования,
  • Физические лица, использующие землю и водные поверхности для собственных нужд,
  • Юридические лица, использующие землю и водный фон для предпринимательской деятельности, при наличии специальной лицензии.

Все водные объекты, а также земли из водного фонда относятся к федеральной собственности.

Административные образования, физические и юридические лица имеют отдельные права на обособленные водные объекты. К водному фонду субъектов Российской Федерации относят только те водные территории, которые полностью располагаются в рамках данного субъекта и не принадлежат собственности федеральной.

К частной собственности относят объекты, которые располагаются на небольшой площади, не примыкают к другим водным объектам, не имеют протоков, являются замкнутыми и обособленными.

Аренда территорий водного фонда

Аренда части водного фона для собственных нужд возможна при заключении договора водопользования. Аренду часто используют с целью получения ресурсов, использование территории для проведения профилактических и восстановительных оздоравливающих мероприятий, использование территории для генерации электроэнергии.

Данный договор со стороны арендодателя имеет возможность подписать следующие инстанции:

  • Федеральное агентство водных ресурсов,
  • Органы местной администрации ( для объектов муниципальной собственности)

ВАЖНО в договоре аренды водоохраняемой зоны следует указывать подробные сведение о передаваемом объекте, цели и срок пользования, ответственность сторон, порядок и размер ежемесячной платы, а также условия изменения и прекращения действия договора. Такой договор в обязательном порядке подлежит регистрации в Государственном водном реестре

Все отношения в рамках использование земель водного фонда регулируются Гражданским и Водным кодексом РФ.

Для оформления аренды водной территории необходимо помимо заявления предоставить в государственные органы следующие документы:

  • Копии паспорта либо учредительного документа для юридического лица,
  • При необходимости доверенность на предъявителя,
  • Описание действий, которые планируются на водном объекте, и действий, которые будут направлены на сохранение и восстановление водных ресурсов,
  • Схема расположения зданий и сооружений на выделяемой территории,
  • Техническая информация обо всех видах оборудования, которые будут установлены на выбранном объекте,

Заявка рассматривается до 2 месяцев, после ее согласования с федеральными органами принимается окончательное решение и заявителю направляется результат рассмотрения.

Источник: https://prodatkvartiry.ru/zemelniy_ychastok/zemli-vodnogo-fonda-ponyatie-sostav-i-celevoe-naznachenie/.html

Земли водного фонда: правовые вопросы

Функции земель водного фонда

Территория, которая относится к категории земель водного фонда, может использоваться для обеспечения нужд населения: проживания, ведения хозяйства и даже промышленности.

Есть определённые правила, которых придерживаются собственники и арендаторы наделов такого типа.

За нарушение правил предусмотрены штрафные санкции, так как водные ресурсы всегда относятся к жизненно-важным и охраняемым.

Понятие водного фонда

В состав территории этого назначения входят:

  • дно водных объектов: озёр, рек, морей, протоков;
  • береговая линия;
  • прибрежная территория, размер которой определяется на законодательном уровне и зависит от типа водного объекта и его экологической и экономической ценности.

По закону водным объектом признаётся территория:

  • постоянно содержащая воду. Временные образования, возникшие в результате дождей или подтоплений, не учитываются;
  • зависящая от окружающей среды: естественно пополняется реками или подземными источниками. Бассейны и рукотворные озёра, о пополнении которых заботится только человек, не учитываются;
  • находящаяся на поверхности. Подземные источники, реки и озёра могут располагаться на землях других категорий, в том числе, промзоны.

Законодательство в сфере водных ресурсов

Все объекты, попадающие под действие специального законодательства, регистрируются в Едином Реестре Водных Объектов.

Нормы, так или иначе касающиеся этого типа ресурсов, встречаются в документах:

  • Водный Кодекс РФ;
  • Земельный Кодекс РФ;
  • Гражданский Кодекс РФ;
  • ФЗ 68;
  • ФЗ 155;
  • ФЗ 172;
  • Распоряжение Правительства «Водная стратегия РФ до 2020 года»;
  • региональные документы, касающиеся вопросов использования и охраны водных объектов.

В России почти 10% территории относится к этой категории. По этому показателю у нашей страны второе место в мире после Бразилии. В одних регионах сосредоточено большое количество водных объектов, в других их значительно меньше.

В некоторых субъектах можно встретить особо охраняемые, реликтовые озёра, болота, пруды.

Многие объекты сосредоточены на территории заповедников и заказников, иногда являются их основой (например, Национальный Парк Зюраткуль в Челябинской области или Богдинско-Баскунчакский Заповедник в Астраханской области). Поэтому региональное законодательство обеспечивает более надёжную охрану водных объектов в дополнение к федеральным нормам.

Целевое назначение участков категории водных ресурсов

Границы территории водных ресурсов определяются общим законодательством:

  • наиболее удалённая линия отлива – для морей;
  • среднемноголетнее значение уровня воды – для озёр;
  • нормальный уровень воды безо льда – для водохранилищ, прудов;
  • границы торфяных залежей – для болот.

К этому значению добавляется понятие береговая линия. Её невозможно заполучить в собственность, она относится к земле общего пользования, как и сам водный объект.

Если территория не относится к заповедной, она может быть использована в соответствии с целевым назначением.

Что можно и нельзя делать на водных территориях

Закон разрешает:

  • строить на берегу здания для нужд населения: обеспечение питьевой водой, создание прогулочных зон и мест отдыха, строительство офисных зданий;
  • возводить объекты обеспечения хозяйственной деятельности: насосные станции для полива полей, хозяйственные корпуса для рыбоводства, птичники и тд.;
  • возводить дома ИЖС;
  • пользоваться поверхностью воды в целях создания порта, мест хранения плавсредств, водных станций и тд.;
  • использовать толщу воды для выращивания рыб, культивирования полезных водных растений и тд.

Закон запрещает:

  • делать из водных объектов хвостохранилища, отстойники, отходники любых веществ и предметов;
  • создавать на прибрежной территории свалки;
  • сливать стоки промпредприятий и отходы от ведения сельскохозяйственной деятельности;
  • прокладывать нерегулируемые дороги, подъезжать на автомобиле к кромке воды;
  • мыть автотранспорт на прибрежной территории с использованием воды гидроучастка, а так же привезённой водой;
  • создавать близ кромки воды места хранения вредных веществ, агрессивной химии, ГСМ.

Пользоваться водными объектами можно только в соответствии с законом. Каждый тип объекта имеет список разрешённых типов использования, характерных для конкретной территории.

Есть три пояса территории по возможностям её использования:

  • строгий режим – земля вокруг гидротехнических сооружений и источников обеспечения водой. Находиться на этой территории может только собственник (обычно – представитель муниципалитета, осуществляющий контроль над объектом);
  • зона ограничения – территория прибрежной полосы. Строительство объектов возможно лишь после получения санитарного разрешения;
  • зона наблюдения – близкая к воде территория. Здесь повышенное внимание уделяется контролю за санитарно-эпидемиологическим и экологическим состоянием: чтобы в воду не попали источники заражения или загрязнения, которые скажутся на благосостоянии граждан.

Административная и даже в некоторых случаях уголовная ответственность предусмотрена за следующие виды запрещённого использования водных ресурсов:

  1. проникновение на запрещённую зону (особо охраняемая);
  2. пахота в водоохранной зоне;
  3. несанкционированная вырубка леса;
  4. устройство скотомогильников, кладбищ и иных объектов, создающих эпидемиологическую угрозу;
  5. ведение фермерского хозяйства;
  6. загрязнение территории ядовитыми химическими соединениями, в том числе, удобрениями;
  7. загрязнение или нарушение функционирования подземных вод;
  8. организация сброса ядов в воду.

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил использования водоохранной территории возлагается на:

  • самих граждан-водопользователей;
  • муниципалитеты;
  • региональные и федеральные службы мониторинга.

водных ресурсов в чистоте и экобезопасности – первостепенная задача для государства, так как чистая вода относится к жизненно-важным ресурсам. Потеря источника пресной воды зачастую оказывается невосполнимой, а внедрение в морские экосистемы может обернуться экологической катастрофой региона.

Собственники водных ресурсов

Крупные гидрообъекты могут принадлежать только государству.

Остальные:

  • находящиеся на границах нескольких регионов – во владении федеральных властей;
  • обособленные – на балансе регионов;
  • территории с прудами и обводнёнными каналами – принадлежат как региональным властям, так и частным лицам, физическим и юридическим.

К федеральной собственности всегда относятся:

  1. курортные зоны;
  2. заповедники, заказники, нацпарки;
  3. территории, предназначенные для нужд обороны.

Собственником самого водного объекта частное лицо быть не может. Право владения оформляется только на землю, на которой располагается гидроучасток.

Имущественные отношения с водными ресурсами

Как можно пользоваться и владеть гидрообъектами:

  • для личных нужд, не противоречащих закону: гулять вдоль территории, купаться, плавать на лодках, брать воду для личных целей и тд. Это касается общедоступных территорий;
  • строить на территории объекты с учётом санитарных норм такого вида деятельности;
  • краткосрочная и долгосрочная аренда, обязательно с сервитутом, который обеспечит свободный доступ к воде по арендованной территории для водопоя, забора воды, швартовки суден;
  • полноправное владение участком (собственность), в составе которого есть доступ к воде, так же с сервитутом.

Личное пользование

Касается только береговой линии. Она не может принадлежать частному лицу даже, если находится на его территории.

Аренда

Договор аренды заключается с федеральным агентством Росводоресурсов.

Не требуется:

  • для видов деятельности, связанных с использованием плавсредств;
  • промыслы: охота, рыболовство, рыбоводство;
  • гидрографическая, геологическая, топографическая деятельность с целью обучения или проведения исследований, наблюдений;
  • организация водопоя или полива ЛПХ.

В некоторых случаях потребуется лицензия на деятельность.

Договор водопользования (аренды) нужен:

  • для забора воды в промышленных масштабах (полив СХЗ, организация искусственного водного объекта);
  • создание акватории, рекреации;
  • строительство и ввод в эксплуатацию гидроэлектрических сооружений.

Правила перевода и изъятия земель водного фонда

Оформить в собственность можно только часть водного объекта или весь целиком, если он имеет небольшие размеры (пруд, маленькое озеро). Существует принцип муниципального владения: как можно больше водных ресурсов оставлять под ответственностью государства.

Кроме того, администрация может принудительно изъять территорию с гидроучастком, если есть основания для этого: он нужен для обеспечения благосостояния населения, либо несколько участков, принадлежащих разным владельцам, не могут существовать и использоваться обособленно.

Виды изъятия:

  • принудительное по решению суда;
  • изъятие с компенсацией (денежная или предоставление другого надела);
  • изменение формы собственности (реквизиция, долгосрочная аренда, сервитут, решение о присвоении земле категории водного объекта).

Принципы смены категорий водного фонда таковы, что государство не обязательно изымет нужный участок навсегда. В случае, если на территории планируется строительство важного социального или экономического объекта, надел может быть реквизирован: то есть, право собственника временно будет ограничено. Временной промежуток – от 2 до 20 лет.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/zemli-vodnogo-fonda/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.